16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008 годы и на период до 2010 года

12 Января 2007
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
человека
 
Г.Г. Онищенко
12 января 2007 года.
 
Проводимые в стране мероприятия по охране здоровья населения, обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и защиты прав потребителей осуществляются в соответствии с Федеральными законами «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» и «О защите прав потребителей».
 
Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни людей и преодоления демографического спада в стране. Эффективным механизмом реализации этой задачи являются приоритетные национальные проекты и, прежде всего, национальный проект в сфере здравоохранения.
 
Важную роль в деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения играет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
Административная реформа повлекла за собой организационную перестройку системы государственного санитарно – эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей. Расширились функции вновь образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, создана новая структура органов и учреждений. Современные условия требуют совершенствования существующих, разработки и внедрения новых правовых, экономических и организационных подходов, включая оптимизацию структуры и кадрового состава органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Необходимо повышение эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, том числе при помощи бюджетирования, ориентированного на результат с целью создания условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии в приоритетами государственной политики.
 
Разработанные и реализованные ранее мероприятия, предусмотренные концепциями развития государственной санитарно-эпидемиологической службы позволили не только оптимизировать организационное построение системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но и обеспечить улучшение ряда показателей, характеризующих санитарно – эпидемиологическую обстановку в стране.
 
Основным рычагом реального влияния на уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения является государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты прав потребителей.
 
Анализ основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, показал некоторое их улучшение.
 
Улучшилось санитарное состояние объектов водоснабжения, что положительно сказалось на качестве воды, подаваемой населению.
 
Удельный вес проб с превышением предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе снизился в 37 субъектах Российской Федерации.
 
Особую важность представляют мероприятия, проводившиеся в рамках Концепции государственной политики в области здорового питания, надзора за генетически модифицированными источниками пищи, алкогольной продукцией, химическим и микробиологическим загрязнением пищевых продуктов, деятельности по профилактике пищевых отравлений различной этиологии, преодолению дефицита микронутриентов.
 
Наблюдается тенденция снижения уровня профессиональной заболеваемости.
Определенные успехи достигнуты в области профилактики инфекционных заболеваний.
 
Однако, несмотря на проведенную работу, санитарно – эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее развития требуют совершенствования форм и методов работы, обеспечения более эффективной деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
I. Основные цели и задачи Концепции
 
Основной целью Концепции развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007—2008 годы и на период 2010 года (далее – Концепция) является создание условий для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, эффективной защиты прав потребителей.
 
Основными задачами Концепции являются:
 
- оптимизация организационного построения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций;
- реализация современной кадровой политики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , ее органов и организаций;
- совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации;
- реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения;
- профилактика инфекционных болезней, обеспечение санитарной охраны территории, надзора на транспорте;
- совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- совершенствование научно-методического обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов и организаций;
- совершенствование организации и ведения социально – гигиенического мониторинга.
 
II. Совершенствование организационной структуры Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов и организаций
 
1. Совершенствование организационного построения Федеральной службы путем оптимизации сети и структуры органов и организаций, штатной численности, финансово-экономических показателей деятельности и определения избыточных функций, не дающих результата.
 
2. Внедрение системы управления, ориентированной на результат, разработка критериев оценки деятельности.
 
3. Обеспечение координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии территориальными органами Роспотребнадзора.
 
4. Внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов - фактическим или планируемыми результатами их использования.
 
5. Совершенствование критериев определения достаточного уровня государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории, эффективного использования бюджетных средств, оптимизация расходов для исполнения государственных функций в установленной сфере деятельности.
 
6. Внедрение научно обоснованных ведомственных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия населения, защиту прав потребителей.
 
7. Осуществление взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с союзами, ассоциациями, общественными организациями производителей, поставщиков и потребителей продукции, отдельных видов деятельности, работ и услуг.
 
8. Создание межрегиональных центров дезинфекции для выполнения стратегических задач по обеспечению национальной (биологической) безопасности государства, реализации мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организационно - методической помощи организациям, выполняющим дезинфекционные мероприятия на территории Российской Федерации.
 
III. Реализация современной кадровой политики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его органов и организаций
 
1. Определение потребности в кадрах и формирование заказа на подготовку специалистов по специальности «медико-профилактическое дело», другим специальностям на основе анализа кадрового состава органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
2. Разработка и внедрение государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «медико-профилактическое дело» с включением в него вопросов защиты прав потребителей, нормативно-правового и финансово- экономического обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
3. Взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки специалистов для работы в органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, включая все формы повышения квалификации, профессиональную переподготовку и получение второго высшего образования.
 
4. Расширение подготовки кадров высшей квалификации в сети аспирантур и докторантур, подготовка и закрепление кадров молодых ученых в научно-исследовательских учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
5. Формирование и подготовка резерва на замещение должностей руководителей органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
6. Реализация мер, направленных на профессиональную ориентацию школьников и студентов средних специальных учебных заведений, содействие их поступлению на медико-профилактические факультеты медицинских ВУЗов.
 
7. Организация подготовки врачей-интернов медико-профилактического профиля на базе органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
IY. Совершенствование государственного санитарно - эпидемиологического надзора
 
1. Совершенствование методологии изучения взаимосвязи факторов среды обитания и здоровья путем внедрения современных информационно-аналитических и программно-аппаратных технологий.
 
2. Комплексное изучение санитарно-гигиенического состояния объектов окружающей среды индустриально развитых городов и состояния здоровья населения с разработкой адресных подходов и мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности.
 
3. Совершенствование методики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»при осуществлении государственного санитарно – эпидемиологического надзора.
 
4. Разработка проекта Основ политики в области здорового питания населения на период до 2010 года и обеспечение его реализации.
 
5. Совершенствование мониторинга качества и безопасности продукции, прошедшей государственную регистрацию, соблюдения лицензионных требований, осуществление оперативного обмена информацией с организациями, и учреждениями с применением современных информационных технологий.
 
6. Участие в реализации государственной политики в области оборота алкогольной продукции с целью уменьшения негативных социально-экономических и медицинских последствий злоупотребления алкоголем.
 
7. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по дополнительной иммунизации населения, профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ.
 
8. Совершенствование технологии эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями с внедрением современных методов профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
 
9. Разработка новых средств и методов контроля эпидемического процесса на основе подходов молекулярной микробиологии и молекулярного маркирования возбудителей.
 
10. Разработка и внедрение новых поколений профилактических, диагностических и лекарственных препаратов на основе использования современных методов биотехнологии и генной инженерии.
 
11. Разработка и совершенствование методов стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов.
 
12. Разработка новых и совершенствование существующих технологий дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
 
13. Реализация мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)».
 
14. Совершенствование санитарно-карантинного надзора, контроля за оборотом потенциально опасных химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.
 
15. Совершенствование мероприятий по обеспечению биологической и химической безопасности Российской Федерации, в том числе по противодействию биологическому и химическому терроризму.
 
Y. Совершенствование надзора в сфере защиты прав потребителей
 
1. Методическое обеспечение надзора в социально значимых областях защиты прав потребителей:
 
- строительство жилья и предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- оказание платных медицинских услуг;
- оказание услуг связи;
- деятельность по оказанию туристских услуг.
 
2. Совершенствование судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей, за счет более действенного применения соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции.
 
3. Обеспечение действенного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей.
 
4. Совершенствование системы информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их прав.
 
YI. Совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
1. Разработка и юридическое обеспечение реализации административных регламентов исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его территориальными органами и организациями государственных функций.
 
2. Методическое и правовое обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по применению должностными лицами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
3. Организация разработки технических регламентов в соответствии с Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.06 №781-р.
 
4. Обеспечение взаимодействия и координации многостороннего и двустороннего международного сотрудничества Федеральной службы с межправительственными и неправительственными международными организациями и органами государственной власти иностранных государств в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, эффективной реализации международных соглашений, договоров и программ, а также обеспечение взаимодействия с российскими и зарубежными средствами массовой информации в установленной сфере деятельности;
 
5. Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации специалистов юридических подразделений органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также повышение уровня правовых знаний специалистов, осуществляющих функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, в области гражданского, административного и санитарного законодательства.
 
YII. Совершенствование научно-методического обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов и организаций
 
1. Разработка и реализация Концепции развития научных исследований в научно-исследовательских организациях Роспотребнадзора, развитие инновационных технологий и их внедрение в органы и организации Роспотребнадзора.
 
2. Разработка критериев оценки деятельности подведомственных научно-исследовательских организаций, включая оценку эффективности результатов внедрения результатов научных исследований.
 
3. Введение периодической комплексной оценки научно-методической деятельности научно-исследовательских учреждений.
 
4. Создание на базе научно-исследовательских организаций научно-исследовательских центров (в том числе межведомственных) для решения конкретных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
 
5. Создание нормативно-правовой базы координации и планирования научных исследований, закрепление порядка предоставления планов и отчетов подведомственных институтов.
 
6. Разработка критериев оценки эффективности внедрения результатов научно-исследовательских работ подведомственных институтов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
 
7. Разработка новой типовой формы договора на поставку научной продукции между институтом (исполнитель) и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (заказчик), обеспечивающей переход от финансирования учреждения к финансированию конечных результатов научно-исследовательской работы.
 
8. Совершенствование научных основ эпидемиологического надзора, разработка и внедрение в практику Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека современных методов и средств лабораторной диагностики, профилактики и борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями.
 
9. Разработка новых средств и методов контроля за эпидемическим процессом с использованием молекулярной микробиологии и молекулярного маркирования возбудителей.
 
10. Продолжение научных исследований состояния иммунного статуса человека с целью оценки возможности возникновения заболевания, его течения, изучение молекулярных механизмов формирования противоинфекционного иммунитета.
 
11. Разработка и внедрение новых поколений профилактических, диагностических и лекарственных препаратов на основе использования современных методов биотехнологии и генной инженерии.
 
12. Разработка аппаратно-программных комплексов и диагностических тест- систем на основе постгеномных технологий для индикации и дифференциальной диагностики возбудителей инфекционных заболеваний.
 
13. Разработка и совершенствование методов стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов.
 
14. Разработка новых и совершенствование существующих технологий дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
 
15. Разработка и внедрение в практику Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека эффективных методов гигиенической оценки риска влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека и профилактики неинфекционных заболеваний, оптимизация технологии санитарного надзора.
 
16. Разработка и совершенствование критериев донозологической диагностики нарушений состояния здоровья человека.
 
17. Совершенствование методологии изучения взаимосвязи факторов среды обитания и здоровья путем внедрения современных информационно-аналитических и программно-аппаратных технологий.
 
18. Комплексное изучение санитарно-гигиенического состояния объектов окружающей среды индустриально развитых городов и состояния здоровья населения с разработкой адресных подходов и мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности.
 
19. Проведение исследований в области оптимизации лечебно-профилактического питания работающего населения.
 
20. Разработка высокочувствительных методов обнаружения, идентификации, количественного определения и контроля загрязнителей окружающей среды.
 
21. Научное и методическое обеспечение разработки и реализации ведомственных целевых программ.
 
22. Участие в разработке и выполнении Федеральной целевой программы «Национальная система биологической и химической безопасности Российской Федерации на 2006-2010 годы».
 
YIII. Совершенствование организации и ведения социально – гигиенического мониторинга
 
1. Обеспечение взаимодействии по обмену данными социально-гигиенического мониторинга между Роспотребнадзором и другими федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, участвующими в проведении мониторинга.
 
2. Совершенствование методологии изучения взаимосвязи факторов среды обитания и здоровья путем внедрения современных информационно-аналитических и программно-аппаратных технологий.
 
3. Внедрение системы финансирования социально-гигиенического мониторинга в рамках среднесрочного бюджетирования ориентированного на конечный результат.
 
4. Определение индикаторных изменений состояния здоровья детей при воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды.
 
5. Расширение перечня данных и показателей для формирования федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, в том числе по показателям деятельности по контролю и надзору в социально значимых секторах потребительского рынка.
 
6. Создание, в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга, единой информационной системы по организациям дезинфекционного профиля и включение показателей их деятельности в Федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга, в целях реализации стратегических задач по обеспечению национальной (биологической) безопасности государства.
 
7. Унификация программного обеспечения, применяемого для сбора, обработки и хранения форм государственного и отраслевого статистического наблюдения, данных для проведения социально-гигиенического мониторинга, программного обеспечения для профильных подразделений органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при создании единой информационной системы.
 
8. Совершенствование организационной структуры подразделений Роспотребнадзора , его органов и организаций , отвечающих за проведение социально-гигиенического мониторинга. 101



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word