16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Информация для размышления при использовании услуг дистанционного способа продажи товаров, например, для потребителей желающих приобрести "Сказочный паропылесос".

7 Ноября 2005

В последнее время в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) поступает много обращений граждан с жалобами на введение их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества паропылесосов, которые приобретаются ими по рекламе в СМИ через такие фирмы, как  "Астра Трейд", ООО " Никадо", НИИ " Инмед".

Анализ обращений граждан показал, что претензии  потребителей  заключаются  в том, что  данное изделие  не соответствует по качеству  заявленным  требованиям.

Согласно информации в СМИ и представителей продавца при оформлении заказа по телефону – этот электробытовой прибор для очистки паром (парогенератор) "Стим Джиниэс" выполняет множество функций, путем отпаривания и забора грязной воды в контейнер, легок и удобен в обращении и может использоваться в качестве паропылесоса.  Для отдельной категории  граждан действует гибкая шкала скидок,  цена  складывается в среднем  от 6000 до 9000 рублей,  несмотря на то что,  реальная  цена данного изделия составляет, якобы,  18-20 тыс. рублей.

В связи с этим основными покупателями данной продукции являются, как правило,   престарелые люди, пенсионеры, инвалиды, которые,  учитывая свое состояние здоровья,  доверяя  предоставленной СМИ информации о превосходных   качествах   данного    изделия и действующих ценовых скидках,  стремятся приобрести  "помощника для дома".   

Далее, заказав паропылесос  по телефону и оформив его доставку    через курьера на дом, покупатель только после заключения договора купли-продажи, имеет возможность более подробно ознакомиться с техническими характеристиками данного товара и  опробовать его в действии непосредственно у себя на дому. Изучив прилагаемые к данному изделию комплект документов (сертификат соответствия, гарантийный талон, инструкция по эксплуатации), проверив электроприбор в действии,  потребитель остается разочарованным относительно достоверности сведений о потребительских свойствах и качестве    паропылесоса, которые он получил   через рекламу в СМИ и общение с представителем продавца по телефону. Претензии потребителей на качество данного изделия практически не удовлетворяются.

 Как сообщают потребители - владельцы этого товара, изготовителем данного прибора является Китай, а не Италия, или  Швейцария, как было заявлено представителями продавца  при оформлении ими заказа.  Кроме того, технические показатели электроприбора для очистки паром "Steam Genius", предлагаемый, как паропылесос, не соответствуют данным, указанным в сопроводительных  документах. 

В качестве примеров можно привести  мнения и высказывания незначительной части потребителей, которые  обратились в федеральные органы исполнительной власти за защитой своих нарушенных потребительских прав, считая себя "обманутыми":

"…паропылесос тяжел, длину межплиточного шва мы чистили 10 минут только отпариванием, через каждые 8 секунд он отключался, а уж как пылесос практически не забирает воду...";

"…при эксплуатации выяснилось, что функции пылесоса он не выполняет, т.к. не всасывает ввиду малой мощности и особенностей конструкции, хотя при телефонном общении   мне сообщили совершенно другие параметры…";

"…на деле оказалось, что этот электроприбор "чистый Китай", изготовлен фирмой   TV PRODUCTS  (HK) LTD - Китай, марка "Steam Genius",  заявленным характеристикам совершенно не соответствует: горячего пара нет, функция всасывания – отсутствует...";

"…паропылесос  "Steam Genius" абсолютно не отвечает тем требованиям, которые прорекламированы. Во-первых он маломощный, ничего не очищает, а лишь умеет парить. Кроме того при его нагревании выделяется очень неприятный запах…";

"…Этот пылесос можно включать только в заземленную розетку, в связи с этим, установив такую розетку в квартире я по истечении определенного времени  включила паропылесос, никакого горячего пара из пылесоса не поступило. Обратилась в Сервисный Центр, сообщили, что нет запчастей, договор на обслуживание с продавцом товара расторгнут. Перезваниваю в фирму по телефону, по которому я заказывала пылесос, консультант,  сообщает, что пылесос подорожал и на сегодняшний день стоит 18 тыс. руб., если я доплачу 11 тыс. рублей, то  мне привезут новый, а иначе, несмотря на то, что на пылесос 12 месяцев гарантии, я  могу его выкинуть, потому что ни  починить, ни обменять, ни возвращать   деньги мне никто   не будет..".

С тем, чтобы избежать возникновение подобных ситуаций и не оказаться в числе "обманутых"  покупателей, при оформлении заказа по телефону на доставку того или иного технически сложного товара по месту Вашего нахождения (на дом) необходимо:

- внимательно ознакомиться с технической документацией на предлагаемый Вам товар;

- требовать проверки его качества в действии непосредственно у Вас на дому; 

- требовать указания в документах  адрес для претензии не А/Я №…., а полные сведения о продавце товара,  так как в случае продажи Вам товара ненадлежащего качества сроки рассмотрения Вашей претензии затягиваются, а чтобы   решить вопрос через судебные органы  требуются  полные  сведения о продавце товара, который  в судебном процессе выступает в качестве ответчика.

Приводим комментарий отдельных статей действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере потребительского рынка.

Отношения, вытекающие из договора розничной купли-продажи, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ), Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее Закон), Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.

Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55,  пылесосы, являясь    технически сложными товарами бытового назначения, включены  в данный Перечень.  На основании этого, продавец вправе отказать потребителю в расторжении договора купли - продажи  и возврате ему уплаченной денежной суммы за данный вид продукции, если  товар все же надлежащего качества. 

Однако если потребителю был  продан товар ненадлежащего качества, он  вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона, в том числе отказаться от исполнения  договора. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Кроме того, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В соответствии с  пунктом 5 статьи 18 Закона  продавец (изготовитель), уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер  обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества. Потребитель вправе участвовать в такой проверке.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Однако  если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации  или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру  расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер  отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6 статьи 18 Закона).

Согласно п.1 ст. 24 Закона при замене товара ненадлежащего качества на аналогичный товар  (модели, артикула)  перерасчет  цены  не производится.

Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества или  возврате денег за товар, в любом случае   носит имущественный характер. Если оно не будет удовлетворено продавцом, изготовителем  в добровольном порядке,  спор может быть разрешен только судом (статья 11 ГК РФ). В соответствии с п.2 ст. 17 Закона  потребитель  вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии с п.3 ст.17 Закона    при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Уважаемые потребители!

Будем рады если наша информация,  поможет отдельным гражданам сделать правильный выбор товара,  позволит исключить случаи  включения в договор условий,  ущемляющих права потребителя и тем самым,  избежать возникновение  подобных  ситуаций.

75



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word