16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Информация для потребителей

7 Июня 2005

В связи с произошедшими в последнее время в ряде субъектов Российской Федерации случаями продолжительного отключения электроэнергии на объектах производственного, жилищно-коммунального, транспортного, бытового и иного назначения было допущено массовое нарушение соответствующих потребительских прав граждан.

Как отстоять эти права, кто должен нести ответственность перед потребителем за причиненный ему вред и на что вообще может рассчитывать в подобной ситуации «рядовой» гражданин?

Ответ на эти и другие вопросы Роспотребнадзор дает на примере нескольких наиболее типичных и показательных ситуаций.

Ситуация 1. Гражданина Н. энергокризис застал в метрополитене г. Москвы, услугами которого он решил воспользоваться с целью того, чтобы в конечном итоге своевременно прибыть в аэропорт, из которого он должен был вылететь по туристической путевке за границу. В результате, потеряв несколько незапланированных часов в подземке, гражданин Н. не смог в назначенный час прибыть в аэропорт и улететь на отдых. Кто должен возместить потребителю соответствующие убытки?

Купив билет для проезда в метрополитене, г-н Н. заключил с ним договор перевозки (п.2 ст.786, ст.789 Гражданского кодекса Российской Федерации), по которому перевозчик должен был перевести пассажира в соответствующий пункт назначения до одной из станций, указанных на схеме линий Московского метрополитена. Не обеспечив перевозку г-на Н. в так называемый разумный срок ( cт. 792 ГК РФ), т. е. срок, соответствующий целям заключенного договора перевозки, метрополитен не исполнил взятое им на себя обязательство по перевозке, за что он должен нести ответственность согласно ст.793 ГК РФ, в том числе имущественную ответственность за вред, причиненный потребителю вследствие недостатков услуги, и за соответствующие убытки потребителя, подлежащие возмещению в полном объеме.

Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей ответственности определены ст.ст. 1095-1098 ГК РФ и ст.ст. 13,14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, либо исполнителем услуги независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Применительно к рассматриваемому случаю указанное означает, что гражданин Н. вправе потребовать от метрополитена компенсации имущественного вреда путем возмещения ему убытков, которые в том числе будут включать в себя стоимость несостоявшейся туристической поездки.

Более того, если, например, предположить, что в силу каких-либо обстоятельств у данного потребителя находилась помимо своей еще и путевка другого гражданина - потребителя, который не дождавшись его в аэропорту отправления не по своей воли был лишен возможности совершить соответствующую туристическую поездку, ответственность метрополитена возрастет на стоимость этой путевки.

Ситуация 2. Гражданин А., проживающий на 8 этаже 14-и этажного многоквартирного дома, в течение нескольких часов находился в лифте, остановившемся в результате несанкционированного отключения электроснабжения. В его квартире по той же причине продолжительное время были отключены все электроприборы (электроплита, холодильник, радиотелефонный аппарат и т.д.), а также сигнализация, подключенная к соответствующему пульту вневедомственной охраны.

Оказавшись в конечном итоге в своей квартире, г-н А. среди других бытовых неудобств обнаружил отсутствие холодного и горячего водоснабжения, а также испорченные продукты питания в размороженном холодильнике.

Подобная, во многом, стрессовая ситуация привела его к гипертоническому кризу, однако, отсутствие телефонной связи не позволило своевременно воспользоваться скорой медицинской помощью.

Кроме того, вневедомственная охрана, на пульте которой сработал сигнал соответствующего экстренного вызова, согласно договору предъявила г-ну А. счет за выезд на место сотрудников ВОХР.

На что в указанном случае может рассчитывать потребитель?

Прежде всего, следует знать, что в соответствии с п. 3 ст. 541 ГК РФ гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере (согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), в какой это необходимо для целей, прямо определенных указанной статьей Основного Закона Российской Федерации.

Исходя из соответствующих положений п.п. 1.1-1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1099, обеспечение потребителей жилищно-коммунальных услуг надлежащим теплоснабжением, электроснабжением, холодным и горячим водоснабжением является для исполнителя обязательным.

При этом, согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и п.п. 1.5, 4.1 Правил предоставления коммунальных услуг каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги, связанные с энерго-, тепло- и водоснабжением занимаемого им жилого помещения, соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

В соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В контексте соответствующих положений п. 3 ст. 541, п.п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ и п.1.4 Правил предоставления коммунальных услуг единственным основанием для перерыва (прекращения, ограничения) в подаче гражданам указанных энергоресурсов могут служить необходимость проведения плановых или неотложных работ в системе энергообеспечения, а также стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, не зависящие от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий ( в частности, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом).

При этом любой исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан в соответствии с п.п. 5.2.4, 5.2.6 Правил предоставления коммунальных услуг принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства и не допускать нарушений технологических процессов в ходе их оказания (обеспечивая таким образом строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, и ГОСТ Р 51617 – 2000 «Жилищно – коммунальные услуги. Общие технические условия»).

Как и в ситуации 1, описанной выше, в рассматриваемом случае г-н А., являясь пострадавшим потребителем жилищно-коммунальных услуг, вправе требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков этих услуг, его здоровью и имуществу (на основании положений ст.ст. 1095-1098 ГК РФ и ст.ст. 13,14 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Указанный вред, суммарное денежное выражение которого будет в том числе складываться из стоимости испорченных продуктов (при условии доказанного факта их порчи) и счета ВОХР за соответствующий вызов, подлежит возмещению той организацией, которая по отношению к потребителю является стороной, обязанной обеспечивать надлежащее энергоснабжение занимаемого им жилого помещения.

Единственным основанием, освобождающим в этой связи названную энергоснабжающую (жилищно-эксплуатационную) организацию от соответствующей гражданско–правовой ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков (нарушения качества предоставления) коммунальных услуг, по общему правилу, установленному ст. 1098 ГК РФ, ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 6.6 Правил предоставления коммунальных услуг будет служить доказанный ею факт действия непреодолимой силы.

Кроме того, при подтверждении в судебном заседании вины ответчика (ст. 401 ГК РФ) у потребителя возникают правовые основания для компенсации морального вреда согласно соответствующим положениям ст.ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

100



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word