16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Письмо от 24.06.2013


Письмо Роспотребнадзора от 21.06.2013 № 01/7000-13-32"Оценка радиационной безопасности населения при воздействии природных источников ионизирующего излучения"

24 Июня 2013

Руководителям управлений

Роспотребнадзора по субъектам

Российской Федерации,

железнодорожном транспорте

Главным врачам ФБУЗ

«Центр гигиены и эпидемиологии»

в субъектах Российской Федерации,

на железнодорожном транспорте

ФБУЗ  «Федеральный центр

гигиены и эпидемиологии»

Роспотребнадзора

ФБУН «Санкт-Петербургский

НИИ радиационной гигиены

им. профессора П.В. Рамзаева»

Роспотребнадзора

Письмо Роспотребнадзора от 21.06.2013 № 01/7000-13-32

«Оценка радиационной безопасности населения при воздействии природных источников ионизирующего излучения»

Оценке облучения населения, за счет природных источников ионизирующего излучения (далее - ПИИИ) и его неблагоприятных последствий на здоровье человека уделяется большое внимание в материалах МАГАТЭ, НКДАР ООН, МКРЗ. По данным ученых, в разных странах имеются группы населения с  уровнями облучения за счет ПИИИ более 10 мЗв/год, который принимается в международной практике как уровень реагирования, для принятия мер по снижению доз облучения населения.

ПИИИ вносят наибольшую часть дозы в суммарное облучение населения. На территории большинства субъектов Российской Федерации вклад ПИИИ в суммарные дозы населения составляет 75-85 % и более, из которых:

- от 60 до 90 %, вносят изотопы радона (222Rn – радон и 220Rn - торон) и их короткоживущие дочерние продукты распада (ДПР), содержащиеся в воздухе жилых и общественных зданий;

 - вторым по значимости является внешнее облучение населения в зданиях и на открытой местности,  на территории населенных пунктов;

 - дозы облучения населения за счет содержания природных радионуклидов в питьевой воде невелики (в среднем около 27 мкЗв/год), однако при потреблении воды из неорганизованных источников - одиночных скважин, родников и т.д., дозы отдельных групп жителей достигают 200-300 мкЗв/год и более.

Уровни и структура доз облучения ПИИИ работников в производственных условиях в основном зависит от вида производств. В организациях горнодобывающей отрасли, ведущих разработку полезных ископаемых подземным способом, основным дозообразующим фактором являются изотопы радона и их короткоживущие ДПР в воздухе производственной зоны. При использовании минерального сырья и материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов (производство керамических изделий и огнеупорных материалов, редких и редкоземельных элементов, машиностроение и др.) основной вклад в дозы работников вносит  внешнее облучение ПИИИ, содержащихся в  сырье и продукции.  При обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов вклад в дозы работников вносят как внешнее облучение, так и ингаляция короткоживущих ДПР изотопов радона.

За последние 10 лет установлены субъекты и регионы Российской Федерации, в которых   группы жителей проживают в условиях с повышенными (более 5 мЗв/год) и высоким (более 10 мЗв/год) уровнями облучения от ПИИИ.

На территории 27 субъектов Российской Федерации выявлены около 1,1 млн. человек, дозы природного облучения которых превышают 10, а в отдельных случаях   20 мЗв/год, (являющихся годовым нормативом для персонала радиационных объектов). Например, средние дозы жителей г. Балей Забайкальского края превышают 15 мЗв/год, часть жителей города численностью около 1000 человек получает дозы от 25 до 65 мЗв/год, за счет изотопов радона в воздухе жилых и общественных зданий, а группа жителей, более 100 человек   от 65 до 160 мЗв/год.

Средняя доза природного облучения жителей Забайкальского и Ставропольского краев и Иркутской области превышает 5 мЗв/год.  Особенно  высокие уровни природного облучения населения сложились в Республике Алтай, где средние дозы населения близки к 10 мЗв/год, а также в Еврейской АО (около 7,5 мЗв/год). На территории этих и других субъектов Российской Федерации (Ростовская, Челябинская, Липецкая и Томская области, Алтайский край и др.) выявлены группы жителей с дозами облучения за счет ПИИИ 20-30 мЗв/год и более.

До 2010 года санитарно-эпидемиологическая оценка показателей радиационной безопасности жилых и общественных зданий после окончания их строительства обеспечивала радиационную безопасность населения. В настоящее время санитарно-эпидемиологические заключения на земельные участки и объекты строительства отменены, однако гигиенические нормативы действуют и надзор за соблюдением требований  радиационной безопасности населения,  в том числе при строительстве объектов должен быть обеспечен. 

Для организации надзора за радиационной безопасностью населения от ПИИИ следует: при планировании надзорных мероприятий и исследований в рамках социально-гигиенического мониторинга, а также для целей радиационно-гигиенической паспортизации территорий и функционирования подсистемы ЕСКИД на базе отчетной   формы 4-ДОЗ «Сведения о дозах облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона» ежегодно предусматривать проведение необходимого количества обследований как вновь построенных, так и эксплуатируемых жилых и общественных зданий.

Обращаем внимание, что для обеспечения радиационной безопасности работников при воздействии ПИИИ в производственных условиях в ОСПОРБ-99/2010 и СанПиН 2.6.1.2800-10  введены раздельные требования к показателям радиационной безопасности производственных зданий (по мощности дозы гамма-излучения и среднегодовому значению ЭРОА изотопов радона в помещениях) и производственной среды (по годовой эффективной дозе облучения работников). Последний норматив  следует применять только для отдельных видов производств, в которых по характеру их деятельности потенциально возможно дополнительное (к сложившемуся естественному природному облучению людей на данной территории) облучение работников ПИИИ.

Анализ полученной  информации показал, что работа по организации контроля за облучением работников за счет ПИИИ в производственных условиях находится в начальной стадии. Не представили материалы 37 территориальных управлений Роспотребнадзора  (более 40 %), еще 8  (10 %) ограничились только констатацией факта о наличии таких организаций на поднадзорной территории.  

Представленные 38 территориальными управлениями Роспотребнадзора сведения  также содержат неполную информацию: в 38 субъектах Российской Федерации установлены около 1700 поднадзорных организаций, в которых требуется контроль ПИИИ. Из них 87 использует минеральное сырье с повышенным содержанием ПИИИ; в 49 организациях образуются производственные отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов; 43 организации ведут добычу полезных ископаемых подземным способом,  1499 организаций относятся к предприятиям теплоэнергетики, питьевого водоснабжения населения, цветной и черной металлургии и т.п.

 По состоянию на 2012 год первичное радиационное обследование проведено только в 128 организациях (менее 8 % от их общего числа), в планах на 2012-2013 гг. предусмотрено первичное обследование 664 организаций (около 40 %). Производственный контроль за радиационной безопасностью, в том числе за дозами облучения работников, организован и проводится только в 239 организациях, что составляет менее 15 % от их общего числа. Из материалов управлений Роспотребнадзора следует, что во всех организациях дозы облучения работников за счет природных источников излучения составляют 0,3-5 мЗв/год, превышений допустимой дозы 5 мЗв/год не выявлено.

Не установлены   и не обследованы горнодобывающие предприятия неядерных отраслей: по добыче вольфрама, олова, молибдена, золота, ниобия и редких металлов подземным способом, на которых дозы облучения работников могут достигать 80-95 мЗв/год.  На предприятиях нефтегазовой отрасли, на станциях водоподготовки для питьевого водоснабжения и т.д. дозы облучения работников на отдельных рабочих местах нередко достигают 5-10 мЗв/год, а при выполнении ремонтных и регламентных работ  увеличиваются  до 50-100 мЗв/год.

Учитывая изложенное, следует, что уровень контроля и надзора за обеспечением радиационной безопасности населения при облучении ПИИИ в производственных условиях в настоящее время остается недостаточным. Не проводится необходимая работа по выявлению организаций, на которые распространяются требования санитарных правил в части контроля за дозами облучения работников за счет ПИИИ в производственных условиях.

Вцелях повышения эффективности контроля и надзора за обеспечением радиационной безопасности населения при облучении ПИИИ в коммунальных и производственныхусловиях управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерацииследует усилить организационную работу и до 01.07.2014 направить в Роспотребнадзор материалы, содержащие следующую информацию.

1. Общее количество жилых и общественных зданий, в том числе эксплуатируемых, радиационное обследование которых:

-  выполнено до 2013 года включительно, в том числе с выявленным превышением гигиенических нормативов по мощности дозы и/или ЭРОА радона и торона в воздухе;

 - включено в план надзорных мероприятий  по контролю мощности дозы и ЭРОА радона и торона в воздухе;

2. Общее количество источников питьевого водоснабжения населения:

- с превышением гигиенических критериев по суммарным показателям радиоактивности воды;

- с превышением гигиенических критериев по суммарным показателям радиоактивности воды, для которых выполнен анализ радионуклидного состава, из них – с превышением гигиенических нормативов по содержанию природных радионуклидов (с указанием численности населения использующего эту воду);

3. Число и перечень организаций по отраслям промышленности и видам производств (в соответствии с приложением) в которых:

-  в соответствии с санитарными правилами необходимо проведение первичного радиационного обследования, осуществление производственного контроля за радиационной безопасностью, включая оценку доз облучения работников;

-  проведено первичное радиационное обследование с оценкой доз облучения работников;

-  первичное радиационное обследование включено в план надзорных мероприятий;

- по данным первичного радиационного обследования выявлены отдельные рабочие места, участки или цеха, на которых годовые дозы облучения работников превышают 5 мЗв и установлена необходимость проведения детального радиационного обследования и разработки мероприятий по снижению облучения этих работников.

Приложение

Руководитель                                                                                           Г.Г.Онищенко

 

325



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word