16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Письмо от 12.02.2013


Письмо Роспотребнадзора от 08.02.2013 № 01/1359-13-27 "О надзоре за биологически активными добавками к пище"

12 Февраля 2013

 

Письмо Роспотребнадзора от 08.02.2013 № 01/1359-13-27 "О надзоре за биологически активными добавками к пище"              
 
Руководителям управлений Роспотребнадзора 
по субъектам Российской Федерации 
и железнодорожному транспорту
 
 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и  федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований при производстве и обороте биологически активных добавок к пище (БАД к пище), отмечает.
Правовой основой требований, предъявляемых к производству и обороту биологически активных добавок к пище, являются Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
 В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В целях обеспечения безопасности и пищевой ценности биологически активных добавок к пище, а также  недопущения негативного воздействия биологически активных добавок к пище на здоровье населения в Российской Федерации действуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». 
Введен в действие список, включающий около 400 запрещенных при производстве биологически активных добавок к пище растений, в том числе лекарственных, и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ.
В указанный список растений, запрещенных для использования в составе биологически активных добавок к пище,  вошли  компоненты растительного происхождения, содержащие вещества канцерогенного, гепатотоксического и курареподобного действия, а также оказывающие наркотическое, психотропное и галлюциногенное действие.
При этом, несмотря на наличие в Российской Федерации системы нормативного правового регулирования оборота БАД к пище, в процессе осуществления мероприятий по контролю за оборотом БАД к пище выявляются проблемы, требующие совершенствование нормативных правовых актов и правоприменительной практики.
В средствах массовой информации размещается заведомо ложная информация о потребительских свойствах БАД к пище, рекомендациях по их применению в качестве лечебных препаратов или указывается область применения, не соответствующая свидетельству о государственной регистрации.
Создание многочисленных систем добровольной сертификации пищевых продуктов привело к учащению случаев декларирования заведомо ложных лечебных эффектов биологически активных добавок к пище при их добровольной сертификации, что дало возможность недобросовестным участникам рынка позиционировать биологически активные добавки к пище  в качестве продукции, обладающей лечебными свойствами. 
Главным образом это относится к биологически активным добавкам к пище, на основе лекарственного сырья и других   объектов   природного   происхождения,   не   имеющих   традиций   пищевого применения. 
Наличие в обороте таких биологически активных добавок к пище создает предпосылки к введению в заблуждение потребителей, что является нарушением Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Указанные проблемы свидетельствует о необходимости внесения в нормативные правовые акты изменений, исключающих возможность отнесения продукции на основе лекарственного сырья и других   объектов   природного   происхождения,   не   имеющих   традиций   пищевого применения, к категории БАД к пище.
В целях реализации мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также защиты прав потребителей,  необходимо:
1. Правовому управлению, Управлению санитарного надзора, Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие производство и оборот БАД к пище на территории Российской Федерации и Таможенного союза в части уточнения требований, обеспечивающих безопасность  для жизни и здоровья потребителей, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение.
2. Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществлять  государственную регистрацию биологически активных добавок к пище, применяемых для коррекции химического состава пищи человека (дополнительных источникиков белка, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, пребиотиков и пробиотиков), не содержащих ингредиенты, включенные в государственную фармакопею, и другие ингредиенты природного происхождения, не имеющие традиций пищевого применения. 
3. Организациям, осуществляющим санитарно-эпидемиологическую экспертизу БАД к пище для целей государственной регистрации, обеспечить проведение экспертизы соответствия БАД к пище обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность  для жизни и здоровья потребителей, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
- обеспечить федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей за соблюдением обязательных требований при производстве и обороте биологически активных добавок к пище, обращая внимание на содержание информации о продукции, которая не должна создавать впечатление о том, что биологически активные добавки к пище являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
- проводить в средствах массовой информации разъяснительную работу по вопросам реализации БАД;
- довести настоящее письмо до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и оборотом БАД к пище.
 
 
Руководитель                                                                                                             Г.Г. Онищенко
78



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word