16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


РЕШЕНИЕ регионального семинара-совещания для органов и организаций Роспотребнадзора Сибирского федерального округа по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

12 Ноября 2009

14-15 октября 2009 г.                                                                                                                                              г. Красноярск

Участниками семинара-совещания было отмечено, что в условиях продолжающегося реформирования отношений в жилищной отрасли защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг определяется как одна из важнейших социально значимых функций государства.

Однако в рассматриваемой области правоотношений на территории Сибирского федерального округа уровень реализации законодательно установленных прав потребителей в настоящее время еще не отвечает требованиям, предъявляемым гражданами к условиям проживания и качеству соответствующих услуг, что предполагает дальнейшую актуализацию деятельности по защите прав и законных интересов граждан в жилищной сфере.

Вместе с тем, особое внимание участников совещания было уделено тому обстоятельству, что уровень защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг определяется:

- состоянием и тенденциями развития нормативно-правового регулирования жилищных отношений в целом,

- результативностью, своевременностью и обоснованностью применения административных мер со стороны уполномоченных органов государственной власти в их сочетании с гражданско-правовыми формами защиты прав потребителей,

- эффективностью межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Федерации, при одновременном их взаимодействии с гражданским обществом, в том числе в лице общественных объединений потребителей,

- степенью правовой грамотности граждан-потребителей, уровнем осведомленности граждан о механизмах реализации законодательно установленных прав, наличием в их действиях намерений к перенесению спорных правоотношений с участием исполнителей услуг ЖКХ в правовую плоскость.

Исходя из вышеизложенного в резолюции совещания его участники указали на необходимость:

1. повышения эффективности деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в Сибирском федеральном округе по защите прав потребителей в жилищной сфере,

2. предпринятия действий по гармонизации и совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей в сфере предоставления услуг ЖКХ, посредством обобщения предложений участников совещания по внесению изменений в соответствующие нормативные акты для последующей законодательной инициативы,

3. совершенствования форм и методов межведомственного взаимодействия уполномоченных органов государственной власти и гражданского общества, в том числе с учетом выработанных на совещании подходов и регламентов указанного взаимодействия.

В рамках исполнения резолюции совещания его участники предлагают:

1. Ввести в действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях институт административной ответственности за нарушение требований законодательных нормативных актов, регулирующих отношения с участием потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а именно внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) специальные нормы, предусматривающие административную ответственность за неисполнение требований:

- постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»,

- постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

2. В связи с имеющимися спорами относительно момента возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у потребителя, не имеющего статуса ни одного из лиц, перечисленных в части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (к каковым, в частности, относятся участники долевого строительства, не зарегистрировавшие право собственности на объект) - дополнить соответствующие положения Жилищного кодекса, установив, что обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у иных лиц с момента приобретения права пользования жилым помещением на законных основаниях. Таким основанием для участника долевого строительства будет являться подписание акта приема-передачи жилого помещения или иного документа о передаче. Подобное нормативное закрепление позволит исключить злоупотребления со стороны застройщиков, перекладывающих бремя несения расходов по содержанию жилого помещения на участника долевого строительства, до момента передачи объекта в его пользование;

3. Привести положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части законодательного закрепления возможности собственников жилых помещений вне зависимости от избранного способа управлении заключать договоры на поставку коммунальных ресурсов непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В случае приобретения коммунальных ресурсов на стороне продавца будет выступать ресурсоснабжающая организация, второй же стороной данного договора (покупателем) будет являться потребитель в связи с тем, что принимает, использует и оплачивает коммунальный ресурс потребитель (а не исполнитель).

В этом случае ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения будет нести ресурсоснабжающая организация. При этом исполнитель (управляющая компания) в рамках заключенного договора управления (если ТСЖ - то устава) будет осуществлять отдельные правомочия собственников и брать на себя определенные обязанности потребителя (осуществлять работы и предоставлять услуги по обеспечению исправности присоединенных сетей и используемого оборудования). Вместе с тем исполнитель также будет выступать в качестве представителя потребителя, в том числе и в договоре снабжения коммунальными ресурсами, контролировать надлежащее исполнение обязанностей продавца коммунальных ресурсов;

4. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в части законодательного закрепления конкретного перечня оснований, дающих право потребителю требовать от исполнителя уплату неустойки (штрафов, пеней) в случаях непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п.п. «е» п. 51, п. 63, п. 71, п. 77), при нарушении других обязательств (п. 77), а также урегулирования порядка ее исчисления;

5. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с целью законодательного закрепления механизма реализации права потребителей на возмещение убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу некачественными коммунальными услугами (п. 51) в части сроков удовлетворения требований и порядка их определения;
6. Включить в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" нормы, определяющие меры ответственности к хозяйствующим субъектам, которые предоставляют коммунальные услуги без надлежащего оформления договорных отношений;

7. Инициировать создание института экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальные услуги;

8. Разработать регламент интегрированного взаимодействия между территориальными органами Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью ликвидации объективно существующей ведомственной разобщенности и более рациональной реализации государственной политики на рынке услуг управления многоквартирными домами.

Руководитель Управления Роспотребнадзора 
по Красноярскому краю                                                                                                                                            С.В. Куркатов

124



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Организация деятельности