16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Итоги судебной практики по защите прав потребителей за 2016 год

22 Февраля 2017

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю является судебная защита прав потребителей.

Судебная защита прав потребителей – это процесс разрешения спора, конфликта между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем) в судебном порядке. В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав потребителей осуществляется судом.

Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Законом о защите прав потребителей.

Важно помнить, что государство,  признавая потребителя наиболее слабой и наименее защищенной стороной в договоре, нуждающейся в особой защите, предоставляет потребителям дополнительные преференции в виде:

- альтернативной подсудности, когда заявления о защите прав потребителей предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);

освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением прав потребителей (пункт 3 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);

- освобождения от соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, кроме ряда случаев, когда законодательством прямо предусмотрено обязательное предъявление претензий до обращения в суд. Такой порядок установлен, например, Федеральным законом «О связи», транспортными уставами и кодексами в случае споров, вытекающих из договоров перевозки пассажиров, их багажа и грузов. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров в этих случаях препятствует рассмотрению иска в суде;

- взыскания в пользу потребителя штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения его требований (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, пункт 46 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, в рамках правоприменения взаимосвязанных положений статей 46,47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 40,46 Закона о защите прав потребителей, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав конкретных потребителей (группы потребителей) либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей, а также, до принятия решения судом первой инстанции, вступить в дело по своей инициативе, по инициативе суда или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов потребителей.

В этой связи показательна общая положительная динамика участия Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по всем направлениям и формам данной работы.

Управлением в 2016 г. дано 279 заключений в целях защиты  прав потребителей, что на 12,05% превысило показатель 2015 г.  

При этом 46,6% заключений пришлось на сферу финансовых услуг (94% в 2015 г.), их абсолютное количество возросло на 8 ед.  Одновременно 25% заключений пришлось  на сферу торговли (30% в 2015 г.) и 15% - на сферу бытового обслуживания (14% в 2015 г.). Значительно возросло количество заключений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг: с 2 в 2015 г. до 15 в 2016 г.

В целом заключения в 2016 г. были даны по поводам, возникшим из правоотношений в 11-ти сферах экономической деятельности, которым присущи отношения с участием потребителей.  По всем из 279-ти заключений в целях защиты  прав потребителей судебными органами вынесены решения в пользу потребителей.

В результате участия Управления для дачи заключений в целях защиты прав потребителей последним возмещено 18 666 400 руб., что на 16,7 % выше показателя 2015 г. (15 960 700 руб.), из них  681 400 руб. - в целях компенсации морального вреда. Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, составил 100 %, что превышает значение показателя 2015 г. – 98,8 %.

В статусе процессуального истца Управлением подано 97 исков, что на 4,3 % выше показателя 2015 г. – 93 иска. При этом в защиту прав конкретных потребителей (групп потребителей) Управлением подан 61 иск, в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей – 36 исков. Добиться отмеченного приращения абсолютных показателей удалось за счет возросшего количества исков в сфере торговли – на 19, финансовых услуг – на 4, ЖКХ – на 1, образовательных услуг – на 1. 

Требования Управления удовлетворены по результатам рассмотрения всех 97-и исков, потребителям возмещено 2 205 400 руб., в том числе в качестве компенсации морального вреда – 139 500  руб.

В целом, за 2016 год в результате осуществления Управлением всех видов судебной защиты потребителей последним возмещено 20 871 800 руб., в том числе в качестве компенсации морального вреда 840 900 руб.

631

Комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваше имя


Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей