16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Об усилении мер по защите прав потребителей при оплате товаров (работ, услуг)

28 Января 2015

В последние годы в России в рамках развития национальной платежной системы принимаются активные меры, направленные на расширение рынка платежных услуг, сокращение наличного денежного оборота, повышение доступности для населения дистанционных платежных услуг. С этой целью внедряются инновационные платежные технологии, в том числе предполагающие применение платежных карт, мобильных устройств, иных электронных средств платежа.

Указанные меры не только способствуют повышению эффективности борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов, а также легализацией доходов, полученных преступным путем, но и, безусловно, служат повышению комфорта при осуществлении расчетов за приобретаемые товары и услуги.

Нововведения, касающиеся расширения возможностей использования современных средств платежа, нашли свое отражение и в законодательстве, регулирующем отношения с участием граждан-потребителей. Так, Федеральным законом от 05.05.2014 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» введена статья 16.1 «Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)». Указанными поправками установлена обязанность продавца (исполнителя) обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Под национальными платежными инструментами в части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» понимаются платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемых клиентам участниками национальной системы платежных карт (НСПК) в соответствии с правилами НСПК.

От обязанности принимать при оплате платежные (пластиковые) карты освобождены лишь те компании, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость (НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для микропредприятий, т.е. согласно постановлению Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 – 60 миллионов рублей.

Предусматривая возможность осуществления расчетов с использованием платежных карт, законодатель, наряду с этим, оставил за потребителем право на оплату товара (работы, услуги) наличными деньгами по его усмотрению и корреспондирующую ему обязанность продавца (исполнителя) предоставить потребителю право выбора способа оплаты товаров (работ, услуг).

Кроме того, статья 16.1 Закона о защите прав потребителей в пункте 3 установила моменты, в которые обязательство потребителя перед продавцом по оплате товаров (работ, услуг) считается исполненным:

- при оплате наличными денежными средствами – с момента внесения денег продавцу либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц;

- при оплате товаров путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета – с момента внесения потребителем наличных денежных средств банку либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе;

- при оплате товаров путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов – с момента подтверждения его исполнения обслуживающим потребителя банком.

Названая норма позволяет точно установить срок исполнения потребителем денежного обязательства перед продавцом (исполнителем), а, стало быть, избежать наступления неблагоприятных для потребителя последствий, связанных с просрочкой договора. Так, например, если оплата за товар произведена потребителем в установленный договором срок наличными деньгами в банк для последующего перечисления продавцу, то обязательство потребителя будет считаться исполненным надлежащим образом вне зависимости от реальной даты поступления денежных средств на счет продавца, что выводит риск несвоевременного поступления денежных средств продавцу из зоны ответственности потребителя.

В пункте 4 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей закреплена немаловажная для потребителей гарантия, запрещающая устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты (наличными или в безналичном порядке).

Пунктом 5 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей введена ответственность продавца (исполнителя) за нарушение права потребителя на выбор способа оплаты товара (работы, услуги) и возникшие в связи с этим убытки.

Помимо гражданско-правовой ответственности непосредственно перед потребителем с 01 января 2015 субъекты предпринимательской деятельности несут и административную ответственность за нарушения прав потребителей, связанные с оплатой товаров (работ, услуг).

Так, вышеупомянутым Федеральным законом от 5 мая 2014 № 112-ФЗ статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 4, устанавливающей административную ответственность юридических и должностных лиц за следующие противоправные действия (бездействие):

- неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным,

- нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

Как видно, перечень фактов, влекущих наступление административной ответственности, является более широким по сравнению с установленным пунктом 5 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей, и позволяет применять предусмотренные КоАП РФ меры административного наказания к субъектам предпринимательской деятельности не только за неисполнение обязанности предоставить потребителю возможность выбора способа оплаты товара (работы, услуги), но и за другие ограничения, например, связанные с установлением более высокой цены на товар (работу, услугу) в зависимости от того наличными денежными средствами производится оплата или в безналичном порядке с использованием платежной карты.

Единственным видом административного наказания за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, является административный штраф, который составляет:

- для должностных лиц – от 15 до 30 тысяч рублей;

- для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

Заметим, в названной норме лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения прямо не поименованы, в связи с этим они несут ответственность за данное правонарушение как должностные лица, согласно правилам, содержащимся в примечании к статье 2.4 КоАП РФ.

Полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов (статья 23.49 КоАП РФ). Возбуждать дела по указанной категории административных правонарушений вправе также органы прокуратуры, в рамках осуществления общего надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 28.4 КоАП РФ).

На основании вышеизложенного Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю информирует граждан и хозяйствующих субъектов о своем намерении формировать правоприменительную практику по вопросам, связанным с оплатой товаров (работ, услуг), и призывает потребителей, чьи права нарушены вследствие противоправных действий (бездействия) продавцов (исполнителей), подпадающих под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, обращаться в уполномоченные органы с заявлениями о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

251679



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей