16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Результаты социологического исследования по вопросам отношения к здоровью студентов и преподавателей высших учебных заведений Красноярского края

31 Мая 2011

Социологическое исследование, проведенное Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю среди студентов и преподавателей высших учебных заведений Красноярского края, по вопросам изучения их отношения к здоровью, показало, что большинство респондентов (74,5 %) основным составляющим элементом «здорового образа жизни» определяют – «быть здоровым».

Оценивая свое здоровье, две трети студентов ответили, что удовлетворены состоянием своего здоровья (62,6 %) и считают себя здоровыми или абсолютно здоровыми (63,9 %), среди преподавателей – менее половины (45,5 % и 40,3 % соответственно). На долю неудовлетворенных состоянием здоровья приходится 20,4 % ответивших студентов и 36,6 % преподавателей, но при этом считают себя с плохим здоровьем или больными 3,4 % студентов и 6,9 % преподавателей. Остальные (32,7 % студентов и 52,5 % преподавателей) оценили себя как не совсем здоровые, при этом необходимо отметить, что среди них 46,7 % студентов и 53,8 % преподавателей не удовлетворены состоянием своего здоровья и только 22,7 % студентов и 20,2 % преподавателей удовлетворены состоянием своего здоровья. Ответ на вопрос «Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья?» вызвал затруднение у 17,0 % как студентов, так и преподавателей.

Треть опрошенных (33,5 %) имеют хронические заболевания, в том числе 25,5 % студентов и 44,7 % преподавателей, из них одно хроническое заболевание – у 60,3 % студентов и 50,3 % преподавателей, 2 и более заболеваний – у 7,1 % и 7,9 % соответственно.

В структуре хронических заболеваний, как студенты, так и преподаватели указали на первом месте заболевания органов пищеварения (35,8 %, 31,1 % соответственно), на втором месте у студентов заболевания органов дыхания (25,3 %), на третьем – болезни системы кровообращения (17,9 %), на четвертом – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,4 %). У преподавателей второе место занимают болезни системы кровообращения (26,2 %), на третьем – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (20,4 %), на четвертом – заболевания органов дыхания (19,4 %), рис. № 1.


Рис. № 1. Структура хронических заболеваний студентов и преподавателей

 

Из всех участников социологического опроса отмечали: что ни разу не болели в течение прошлого года 15,7 % студентов и 20,0 % преподавателей; болели 1-2 раза – 60,3 % студентов и 53,0 % преподавателей, от 3 до 5 раз – 21,3 % студентов и 21,5 % преподавателей, часто болели (более 5 раз) – 0,2 % студентов и 2,5 % преподавателей.

В случае заболевания как студенты (52,7 %), так и преподаватели (59,1 %) предпочитают обращаться к врачу, когда без медицинской помощи не обойтись. На втором месте по значимости стоит самолечение (22,9 % студенты и 23,0 % преподаватели). Обращаются за медицинской помощью с целью получения больничного листа или освобождения от учебы 14,8 % студентов и 10,9 % преподавателей. Следят за своим здоровьем и в случае заболевания сразу обращаются к врачу 9,6 % студентов и 11,6 % преподавателей. Доверяют свое здоровье советам родственников и друзей 6,1 % опрошенных студентов и 4,0 % преподавателей.

Несмотря на то, что респонденты в случае заболевания предпочитают обращаться к врачам при крайней необходимости, рекомендации врача по лечению болезни выполняют в полном объеме 48,9 % студентов и 41,2 % преподавателей. Практически такое же число респондентов выполняют рекомендации врача не в полном объеме – до того момента, когда становится легче (23,5 % студентов и 23,2 % преподавателей) или же выполняют только те рекомендации, которые как они «считают им помогут» (24,5 % студентов и 33,3 % преподавателей). Необходимо отметить, что существенных различий в данном вопросе между мужчинами и женщинами не установлено.

Придерживаются точки зрения «лучше заниматься профилактикой заболеваний, чем потом лечиться» 63,3 % респондентов, в том числе с этой точкой зрения согласны 58,7 % студентов и 69,7 % преподавателей. Регулярно обследоваться у врачей предпочитает 21,5 % студентов и преподавателей (21,1 %, 22,0 % соответственно). 16,5 % опрошенных считают, что профилактикой заниматься нет смысла (когда заболел тогда и лечись), в том числе такого мнения придерживаются 20,8 % студентов и 10,6 % преподавателей. Оставили без ответа данный вопрос 0,7 % респондентов-студентов и 2,0 % респондентов-преподавателей.

Заботиться о своем здоровье должен сам, ответили 91,2 % студентов и преподавателей (92,2 %, 89,6 % соответственно), при этом улучшить его можно соблюдая элементы здорового образа жизни, считают 84,3 % опрошенных (87,7 % студентов и 79,6 % преподавателей).

10,8 % опрошенных считают, что об их здоровье должны заботится: медперсонал лечебно-профилактических учреждений и администрация учебных заведений (7,2 % студентов и 15,9 % преподавателей). Здоровье дается от природы и заботиться о нем не следует, считают 2,2 % опрошенных, и соблюдением элементов здорового образа жизни его не улучшишь, считают 3,6 % опрашиваемых.

Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития. Главное действующее лицо в поддержании «здорового тела» – это сам человек. Забота о собственном здоровье должна быть потребностью каждого человека, все более растущая с возрастом.



276



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Научное обеспечение деятельности и социально-гигиенический мониторинг