16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по защите прав потребителей за 9 месяцев 2019 года

22 Ноября 2019

Обращения граждан в Роспотребнадзор приводят не только к проведению проверок компаний – продавцов товаров и исполнителей услуг (работ), но и часто становятся основанием для защиты интересов потребителей в суде.

В целях реализации государственной функции по судебной защите прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю регулярно вступает в судебные процессы по искам граждан, связанным с защитой их потребительских прав, либо само инициирует такие иски.

Так, за 9 месяцев 2019 года Управлением дано 235 заключений в целях защиты прав потребителей, из которых 37% (88 заключений) пришлось на сферу торговли, 63% (147 заключений) – на сферу услуг.

Более 40% заключений в сфере услуг было дано Управлением по искам о нарушении прав потребителей в финансовом секторе потребительского рынка, в т.ч. при оказании услуг страхования (31), банковских (29) и микрофинансовых (1) услуг. Более 20% заключений в защиту прав потребителей было дано по судебным спорам, вытекающим из возмездных договоров бытового подряда, 10,2% - из договоров долевого участия, 8,2% - из договоров транспортного обслуживания пассажиров и багажа, в т.ч. авиаперевозки. Порядка 20% составляет удельный вес заключений, приходящихся на суммарную долю жилищно-коммунальных, платных медицинских, платных образовательных, риэлтерских услуг, услуг общественного питания, туристского обслуживания, технического осмотра и ремонта автотранспортных средств.

В целом заключения за 9 месяцев 2019 года были даны по поводам, возникшим из правоотношений в 13 сферах экономической деятельности, которым присущи отношения с участием потребителей.

В результате участия Управления с заключениями за 9 месяцев 2019 года потребителям возмещено порядка 16 млн. руб., из них более 1 млн. руб. - в счет компенсации морального вреда. Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей по 235 потребительским искам с участием Управления для дачи заключений в защиту прав потребителей, составил 100 %.

В статусе процессуального истца Управлением за 9 месяцев 2019 года заявлено 83 иска, в т.ч. в защиту прав конкретных потребителей (групп потребителей) подано 56 исков, в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей – 27 исков. Доля исков в сфере торговли - 52% (43) превалирует над долей исков сфере услуг 48% (40). Почти 70% последних было заявлено в связи с нарушением прав потребителей исполнителями финансовых (15 исков) и бытовых (12 исков) услуг, 13 исков было дано в сферах услуг ЖКХ, общественного питания, туризма, долевого строительства, платных образовательных, медицинских, риэлтерских и прочих видов услуг.

Из заявленных 83 исков Управления закончились вынесением решения 76 исков, требования Управления удовлетворены в 100% случаев, потребителям возмещено порядка 5 млн. руб., в том числе около 100 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.

В целом, за 9 месяцев 2019 года в результате осуществления Управлением всех видов судебной защиты потребителей последним возмещено более 20 млн. руб., в том числе около 1,3 млн.руб. - в качестве компенсации морального вреда.

Помните, что защита имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав потребителей, осуществляется только судом, в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Важно помнить, что государство, признавая потребителя наиболее слабой и наименее защищенной стороной в договоре, нуждающейся в особой защите, предоставляет потребителям дополнительные преференции в виде:

- альтернативной подсудности, когда заявления о защите прав потребителей предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);

-освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением прав потребителей (пункт 3 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);

- освобождения от соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, кроме ряда случаев, когда законодательством прямо предусмотрено обязательное предъявление претензий до обращения в суд. Такой порядок установлен, например, Федеральным законом «О связи», транспортными уставами и кодексами в случае споров, вытекающих из договоров перевозки пассажиров, их багажа и грузов. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров в этих случаях препятствует рассмотрению иска в суде;

- взыскания в пользу потребителя штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения его требований (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, пункт 46 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

В силу положений статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)   и подпункта 7 пункта 4 статьи 40 Закона о защите прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю вправе:

- обращаться в суд с заявлениями в защиту прав конкретных потребителей (групп потребителей), выступая в качестве заявителя с правами истца,

- предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 47 ГПК РФ и пунктом 5 статьи 40 Закона о защите прав потребителей  Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть привлечено судом к участию в деле, либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

В целях оказания практической помощи потребителям Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю разработаны формы процессуальных документов (проекты исковых заявлений, образец заявления о привлечении к участию в деле государственного органа для дачи заключения в целях защиты прав потребителей, образцы ходатайств и пр.).

1315

Комментариев: 0

Оставить комментарий

Уважаемые посетители сайта! Здесь Вы можете оставить комментарий к данной статье. Оставить обращение в электронном виде можно заполнив специальную форму в разделе "Прием обращений граждан, общественных объединений и других юридических лиц"

Ваше имя


Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей