16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Письмо Роспотребнадзора от 21 января 2013 г. №01/420-13-32 "Об анализе выявленных органами прокуратуры нарушений исполнения законодательства о противодействии коррупции в 2012 году"

21 Марта 2013

 

Руководителям территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 

 

 

Об анализе выявленных органами прокуратуры

нарушений исполнения законодательства

о противодействии коррупции в 2012 году 

 

Федеральной службой  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор)   проанализированы копии представлений прокуратуры, представленные территориальными органами Роспотребнадзора  в соответствии с поручением Роспотребнадзора в 2012 году. 

В этой связи следует отметить, что, несмотря на постоянную разъяснительную работу о порядке предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,  выполнение федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Роспотребнадзора обязанностей  по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера  осуществляется не в должной мере.

Статьей 6 Федерального закона от  25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к основным мерам по профилактике коррупции отнесено  установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности или для применения в отношении указанного лица   иных мер юридической ответственности,  непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Порядок представления сведений, а также формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - справка о доходах) утверждены Указом Президента Российской Федерации  от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 13.03.2012), а также приказом  Роспотребнадзора от 17.03.2010 № 96 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Роспотребнадзора и его территориальных органах, и федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Роспотребнадзора и его территориальных органов сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 25.09.2012).

Между тем, органами прокуратуры продолжают выявляться нарушения, на которые неоднократно указывалось Роспотребнадзором.

 Не указываются доходы от выполнения иной оплачиваемой работы (Архангельская, Курская  области, Республики Саха (Якутия), Тыва),  дивиденды от владения ценными бумагами (Архангельская, Курская  области, Республика  Тыва),  доходы  от продажи недвижимого имущества и транспортных средств (Вологодская, Кировская,  Свердловская  области).

Ряд  федеральных государственных гражданских  служащих не представили  сведения  о принадлежащих  им на праве собственности долям в квартире и  транспортных средствах (Новгородская область).

В  разделе 3 справки о доходах  не в полном объеме указываются  сведения о банковских счетах: отсутствуют адреса банков (не указывается  полностью город, название улицы и номера дома (корпус, строение), в котором размещено отделение банка, зачастую в графе «наименование и адрес банка…» неверно указывается только наименование банка, к примеру «Сбербанк РФ»),  не указываются вид и валюта счета, доходы от вкладов в банке не отражаются в соответствующей  строке раздела 1 справки о доходах.  Указываются недостоверные сведения о денежных средствах, находящихся на счетах, неточно указываются даты открытия счетов. Указанные нарушения установлены прокуратурами Архангельской, Тульской, Московской, Оренбургской областей, Республики Татарстан.

В ходе проверок, проведенных  органами прокуратуры,   установлены случаи, что не всеми федеральными государственными гражданскими служащими представляются сведения о доходах (Московская, Мурманская, Свердловская  области).

Имеются случаи не отражения в справках о доходах  сведений об отчетном периоде; о дате представления справок о доходах; о месте работы и занимаемой должности одного из супругов ; не все  справки подписаны  должностным лицом, принявшем ее (Московская область).

Гражданскими служащими в справках о доходах указывается, что у них  и (или) их супругов земельные участки находятся на праве безвозмездного бессрочного пользования («безвозмездного пользования бессрочно»).  По мнению прокуратуры Тульской области,  такие сведения не соответствуют  действующему законодательству.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности земли. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления   и уплаты земельного налога устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользование или праве пожизненного наследуемого владения.

Кроме того, статьей  24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право безвозмездного срочного пользования земельными участками. В связи с эти  сделан вывод, что вышеуказанные сведения о наличии земельных участков на  праве «безвозмездного бессрочного пользования», непредусмотренного действующим законодательством, являются недостоверными. В разделе 5.1. справки  о доходах  федеральными государственными гражданскими служащими Управления Роспотребнадзора по Тульской области  указывалось «безвозмездное бессрочное пользование», при этом в качестве основания пользования указывался договор аренды. Проверкой установлено, что договор аренды заключен не с самим федеральным государственным гражданским служащим, а с ГСПК.  Также установлено, что  с 2007 года, что один из федеральных государственных гражданских служащих,  использует земельный участок под гаражом без оформленных в установленном порядке документов. В связи с этим в отношении указанного гражданского служащего прокурором возбуждено  дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, предусматривающей  ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих право пользование земельным участком,  является препятствием для исчисления земельного налога.

Проведенными органами прокуратуры проверками деятельности комиссий территориальных органов Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов установлено.

В нарушение требований пункта 31 Положения о комиссиях но соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации  от 01.07.2010 № 821 (далее - Положение),  приказа  Роспотребнадзора  от  08.11.2010 № 396 «О комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»   в  протоколах  заседаний  комиссий не  указываются  полностью фамилии, имена  и отчества членов комиссии, федеральных государственных гражданских  служащих, в отношении которых рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, а также участвующих в  заседании приглашенных лиц;  не  во всех протоколах содержится обоснование принятых решений, заседания комиссии проводятся  только с участием лиц, замещающих должности государственной службы в Управлении (Амурская область).

Кроме того, указав  источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, в протоколах не указывается  дата ее поступления в государственный орган.

Органами  прокуратуры выявлены факты нарушения пункта 18 Положения в части  несоблюдения сроков  назначения председателем даты заседания комиссии. Указанным пунктом установлено, что  председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии в 3-дневный срок должен назначить  дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации.

Учитывая изложенное, несмотря на системную  информационно-методическую работу, проводимую Роспотребнадзором, руководителями территориальных органов Роспотребнадзора уделяется недостаточное внимание к исполнению  федеральными государственными гражданскими служащими должностных (служебных) обязанностей, в результате  органами прокуратуры  делаются выводы, что выявленные нарушения стали возможны в связи с  недостаточными   знаниями  федеральными государственными гражданскими служащими   требований законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции, невнимательного, формального отношения к оформлению документов, а в отдельных случаях - в результате непринципиального подхода к соблюдению законности, игнорирования требований законодательства, не обеспечения необходимого контроля со стороны руководства за исполнением служащими возложенных обязанностей, «предпосылки должностных злоупотреблений  препятствуют проведению эффективной и скоординированной политики по противодействию коррупции».

Выявляемые  нарушения могут нанести  ущерб не только репутации федеральных государственных гражданских служащих территориальных  органов  Роспотребнадзора, но и в целом авторитету  Роспотребнадзора.

 Учитывая изложенное, просим продолжить проведение организационных и разъяснительных мероприятий и оказание  консультативной помощи федеральным государственным гражданским служащим по вопросам  предоставления сведений о доходах,  а также обеспечить недопущения впредь выявленных органами прокуратуры нарушений при предоставлении сведений о доходах.

Особо следует отметить на необходимость усиления контроля за надлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей  должностных лиц кадровых подразделений, осуществляющих проверку и  правильность заполнения  справок о доходах.

Кроме того, просим учесть  изложенную  выше информацию   при предоставлении сведений о своих доходах и доходах членов своих семей,  а также сведений о доходах заместителей руководителей территориальных органов Роспотребнадзора  и доходах их  членов семей. 

 

Руководитель                                                                                                                                                         Г.Г. Онищенко

 

166



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word