16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Нормативно-правовые акты

Об обеспечении безопасности российских туристов в связи с ситуацией в Турецкой Республике

30 Ноября 2015

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в связи с ситуацией в Турецкой Республике (Турции), прежде всего, сообщает, что по вопросам защиты своих прав потребители могут обращаться на «горячую линию» Управления по телефону (8-391) 226-89-50 (в рабочие дни с понедельника по четверг с 10-00 до 17-00, в пятницу с 10-00 до 16-00).

Относительно порядка защиты прав туристских услуг в связи с ситуацией в Турции российским туристам необходимо знать следующее.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) в связи  с заявлением главы Министерства иностранных дел России С.В. Лаврова от 24 ноября 2015 года о наличии угрозы терроризма в Турецкой Республике,  а также в целях обеспечения безопасности российских туристов, находящихся в настоящее время в Турецкой Республике, сделало заявление о том, что в Турецкой Республике сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.

Официальная позиция Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по сложившейся ситуации изложена 26 ноября 2015 г. в публикации «Информация для потребителей туристских услуг в связи с ситуацией в Турецкой Республике».

В свою очередь Управление обращает особое внимание на следующее.

Правоотношения по договору о реализации туристского продукта в целом регулируются положениями Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристкой деятельности).

Согласно положениям статьи 14 Закона об основах туристской деятельности «в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке изменения договора о реализации туристского продукта или его расторжения».

Наличие «обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу»  подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

В той же статье 14 указано, что «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений».

Приведенное выше информационное сообщение Ростуризма относительно ситуации с безопасностью российских граждан в Турецкой Республике (в том числе с учетом соответствующих заявлений Президента Российской Федерации В.В. Путина и Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, содержание и хронология которых подробно изложена Роспотребнадзором 26.11.2015 в публикации «Информация для потребителей туристских услуг в связи с ситуацией в Турецкой Республике») является основанием для наступления правовых последствий, предусмотренных нормами статьи 14 Закона об основах туристской деятельности.

В таком случае потребители туристских услуг, срок предоставления которых не наступил, принявшие в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств решение о расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия, имеют право требовать в судебном порядке возвращения 100% денежной суммы, уплаченной по договору, на что прямо указывается в абзаце 5 статьи 14 Закона об основах туристской деятельности.

В этой связи необходимо отметить, что правила статьи 14 Закона об основах туристской деятельности обязывают туроператора вернуть 100% стоимость договора о реализации туристского продукта вне зависимости от того, кем (туристом или туроператором) и в какой форме было инициировано расторжение договора, приоритетно принимая во внимание наличие обстоятельств, свидетельствующих об угрозе безопасности туризма в стране временного пребывания. Поэтому с учетом специфики конкретной рассматриваемой ситуации неявку туриста (туристов) в аэропорт, равно как и невылет явившихся для путешествия туристов можно рассматривать как форму заявления о расторжении договора посредством совершения конклюдентных действий со стороны туриста (туристов) и туроператора соответственно.

Согласно нормам той же статьи 14 Закона об основах туристской деятельности потребители туристских услуг,  принявшие решение о расторжении договора о реализации туристского продукта после начала путешествия (после состоявшегося перелета в Турцию), имеют право требовать в судебном порядке возвращения денежной суммы, уплаченной по договору, «в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

В тоже время, всем заинтересованным гражданам Управление рекомендует не отказываться от предложений туроператоров и турагентов об изменении заключенного договора в части места проведения отдыха (страны временного пребывания) в целях достижения разумного взаимоприемлемого решения, которое позволит избежать обращения в суд.

Кроме того,  попытка договориться (если в дальнейшем потребитель решит все-таки реализовать право требовать возвращения денежных средств в судебном порядке) при наличии документированной информации (например, в виде переписки с туроператором или турагентом) может быть использована в суде как дополнительный аргумент, чтобы суд вынес решение в пользу потребителя о возврате денежных средств, уплаченных по договору о реализации туристского продукта (если изменить договор не представляется возможным по объективным причинам).

Если же потребитель принял решение реализовать свое право требовать возвращения денежных средств  в судебном порядке, он, в том числе вправе обратиться в суд с заявлением-ходатайством о привлечении Управления для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей.

 

 

 

 

81



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей