16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Нормативно-правовые акты

Права потребителя в сфере оказания услуг общественного питания

24 Ноября 2015

Основные права потребителя при оказании услуги общественного питания 

Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Право на информацию (статьи 8 – 11 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах общественного питания, обеспечивающей возможность их правильного выбора, которая доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме.

Информация об исполнителе должна содержать (пункты 11-15 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (далее – Правила оказания услуг общественного питания):

– для юридического лица – фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы;

– для индивидуального  – предпринимателя сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа.

Информация об услугах должна содержать:

– информация, размещаемая на вывеске:

фирменное наименование (наименование) организации;

место  нахождения организации (адрес);

 тип, класс и режим работы;

– информация, размещаемая в любом удобном для ознакомления потребителя месте:

информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем в случае осуществления деятельности, подлежащей лицензированию – продажа алкогольной продукции;

–  информация, доведенная  до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами,  как в зале, так  и вне зала обслуживания:

перечень услуг и условия их оказания;

цены в рублях и условия оплаты услуг;

фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;

сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Право на качество (статья 4 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на то, чтобы качество оказанной исполнителем услуги  соответствовало:

условиям договора;

обязательным требованиям, установленным законом или в установленном им порядке.

Особенности   договора об оказании услуги общественного питания  (пункты 16-17, 20, 24  Правил оказания услуг общественного питания)

Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами. Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи. Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.

Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий. Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем. Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.

Право на безопасность (статья 7 Закона о защите прав потребителей)

Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, имущества.

При оказании услуг общественного питания на предприятиях общественного питания должны обеспечиваться безопасные условия для жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества, соблюдаться  правила оказания услуг общественного питания и санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания.  Продукция общественного питания должна соответствовать требованиям  государственных стандартов и других нормативных и технических документов на продукцию конкретных видов при соблюдении действующих санитарно-эпидемиологических правил для предприятий общественного питания (ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования»).

Право на получение  услуги в срок (статья 27 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на то, чтобы услуга общественного питания  была оказана исполнителем в срок, установленный договором об  оказании услуг.

Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем.

Право на то, чтобы условия договора не ущемляли права потребителя (статья 16 Закона о защите прав потребителей).

Ущемляющими права потребителя признаются условия, прямо противоречащие законодательству, и условия, ухудшающие положение потребителя по сравнению с предусмотренным законодательством.

Типичными для договоров об оказании услуг общественного питания  условиями, ущемляющими права потребителей, являются:

Условия, обуславливающие приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг (статья 16 Закона о защите прав потребителей).

Условия, предусматривающие обязанность потребителя по оплате исполнителю упущенной выгоды при реализации права на отказ от исполнения договора в одностороннем порядке на основании статьи 32 Закона о защите прав потребителей.

Условия, исключающие обязанность исполнителя по уплате неустойки за нарушение срока оказания услуг при реализации потребителем права на возмещение убытков на основании статьи 28 Закона о защите прав потребителей.

Условия, предусматривающие право исполнителя на изменение условий договора в одностороннем порядке, без согласия потребителя, в части  срока  оказания услуг, либо отказа от выполнения услуги  на основании  ст. 36 Закона  о защите прав потребителей. 

Последствия нарушения прав потребителя 

Законодательством предусмотрены  следующие правовые последствия нарушения исполнителем прав потребителя при оказании услуг общественного питания.

Нарушение права на информацию об услуге  (статья 12 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель вследствие непредоставления исполнителем полной и достоверной информации об услуге, при заключении договора, вправе потребовать от исполнителя:

возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора;

возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков (если договор заключен);

возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу (независимо от времени его причинения).

Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность за недостатки услуги, возникшие после ее передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Нарушение права на качество (статья 29 Закона о защите прав потребителей, пункт 26 Правил оказания услуг).

Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги имеет право на:

безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

соответствующее уменьшение цены оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

безвозмездное повторное изготовление продукции общественного питания надлежащего качества;

отказ от исполнения договора и полное возмещение убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги  не устранены исполнителем или им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги  либо иные существенные отступления от условий договора.

Нарушение права на безопасность (статья 14 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков оказанной услуги, в полном объеме.

Нарушение срока оказания услуги – нарушение срока исполнения предварительного заказа на оказание услуги (статья 28 Закона о защите прав потребителей, пункт 25 Правил оказания услуг общественного питания).

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

назначить исполнителю новый срок;

потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

отказаться от исполнения договора об оказании услуги;

потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

В случае нарушения срока оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пени) в размере трех процентов цены оказания услуги за каждый день просрочки.

Нарушение права на соответствие условий договора об оказании услуги законодательству (статья 16 Закона о защите прав потребителей).

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

 

Дополнительные гарантии защиты прав потребителя 

Наряду с перечисленными правами Закон о защите прав потребителей предусматривает ряд дополнительных гарантий. 

Право на выбор территориальной подсудности споров (статья 17 Закона о защите прав потребителей).

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения исполнителя;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора;

нахождения филиала или представительства исполнителя, если иск вытекает из деятельности филиала или представительства. 

Право на компенсацию морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей).

Моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации:

причинителем вреда при наличии его вины;

в размере, определяемом судом и не зависящем от размера возмещения имущественного вреда;

независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. 

Льготы по уплате государственной пошлины (статья 17 Закона о защите прав потребителей).

Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей:

освобождаются от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей;

уплачивают государственную пошлину в льготном размере в случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей. 

Право на взыскание неустойки (статьи 28, 30, 31 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель вправе требовать от исполнителя уплаты неустойки за нарушение сроков удовлетворения его претензионных требований, предъявленных в связи с ненадлежащим качеством услуги в размере трех процентов цены оказания услуги за каждый день просрочки, в сумме, не превышающей цену оказанной услуги.

Договором может быть установлен более высокий размер неустойки. 

Право на отказ от исполнения договора об оказании услуги  (статья 32 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель вправе оказаться от исполнения договора об оказании услуги в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. 

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя 

Требования потребителя вследствие оказания услуги ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации об услуге подлежат удовлетворению в следующие сроки

909

Комментариев: 1

много интересного но сложно для понимания
27.11.2015 20:59:22

Оставить комментарий

Ваше имя


Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей