16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Общие вопросы

Торговля

Бытовые услуги

Услуги общественного питания

Услуги транспорта

Услуги связи

Жилищно-коммунальные услуги

Услуги долевого строительства

Туристско-экскурсионные услуги

Медицинские услуги

Банковские услуги

Страховые услуги

Образовательные услуги

Прочие виды деятельности

О правах потребителей, пострадавших от действий ОАО «Авиационная компания «Континент» в результате отмены рейсов

4 Августа 2011

 Список сокращений 

ГК

‑  Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК

‑  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ВК

‑  Воздушный кодекс Российской Федерации

Закон №2300-1

‑  Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

ФАП

‑  Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»

Правила

№ 155

‑  Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155

 

Права авиапассажиров и ответственность перевозчика в случае отмены рейса 

В соответствии со статьей 786 ГК, статьей 103 ВК по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.

В случае неисполнения обязательств перевозчик несет ответственность перед пассажиром в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира (стать 786 ГК, статья 116 ВК).

Обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности за неисполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, следует считать предусмотренные частью 3 статьи 401 ГК обстоятельства непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, принадлежит перевозчику и не может быть возложено на пассажира.

Основанием прекращения ОАО «Авиационная компания «Континент» с 29 июля 2011 года осуществления воздушных перевозок пассажиров послужило аннулирование свидетельства эксплуатанта и приостановление операционной деятельности авиакомпании.

Указанные обстоятельства в абзаце 2 пункта 231 ФАП приведены в качестве оснований для возврата провозной платы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специальные правила возврата провозной платы при наступлении анализируемых обстоятельств действующим законодательством не предусмотрены, в связи с чем считаем правильным применение положений, регулирующих порядок возврата денежных сумм в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки (пункт 227 ФАП), поскольку прямым следствием аннулирования свидетельства эксплуатанта и приостановления операционной деятельности авиакомпании стала отмена его рейсов.

Согласно разделу XVI Правил № 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается:

- вся сумма, уплаченная за перевозку или невыполненную часть перевозки;

- сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа и сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования;

- сборы иностранных государств, топливный сбор на неиспользованных участках маршрута перевозки;

- сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности, если дополнительные услуги не оказаны.

Помимо этого, пассажир, рейс которого отменен, в силу статьи 393 ГК, статьи 13 Закона № 2300-1 наделяется правом на полное возмещение убытков.

Под одной из составляющих понятия убытки в статье 15 ГК понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права – реальный ущерб.

В соответствии с требованиями пункта 99 ФАП в случае отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

- организация хранения багажа.

Все эти услуги должны предоставляться пассажирам без взимания платы.

В случае неисполнения перевозчиком обязанности по предоставлению перечисленных услуг и возникновения в связи с этим расходов по их оплате, пассажир имеет право на их возмещение в качестве убытков.

Одновременно следует отметить, что пункт 99 ФАП приведен в качестве примера возможных убытков пассажира, перечень реальных убытков определяется в индивидуальном порядке и не исчерпывается перечисленными. Например, такими расходами могут быть: стоимость неиспользованных туристических услуг и другие траты, возникшие в результате отмены рейса.

Важно учитывать, что факт и размер произведенных авиапассажиром расходов должен иметь документарное подтверждение (счета, квитанции, чеки, билеты, договоры, туристские путевки и др.).

Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

По общему правилу, закрепленному статьей 11 ГК, статьей 17  Закона № 2300-1, защита нарушенных прав потребителей относится к исключительной компетенции судов.

Проект искового заявления о нарушении прав потребителя по договору воздушной перевозки можно получить ЗДЕСЬ.

 

Подсудность споров по договорам воздушной перевозки пассажира 

В силу части 3 статьи 30 «Исключительная подсудность» ГПК

«Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия».

В свою очередь обязательный претензионный порядок урегулирования споров с перевозчиками, несоблюдение которого в силу статей 131, 136 ГПК является основанием для оставления искового заявления без движения, предусмотрен только в отношении договора перевозки груза (статья 797 ГК, пункт 3 статьи 124 ВК).

Следовательно, часть третья статьи 30 ГПК в системе действующего правового регулирования (т.е. при отсутствии требования об обязательном предъявлении претензии к перевозчику) не препятствует предъявлению гражданином иска, вытекающего из договора перевозки пассажиров по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей (см. Определение Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 № 170-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беляева Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Частью 7 статьи 29 ГПК, пунктом 2 статьи 17 Закона № 2300-1 предусмотрено право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров.

Так, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения ответчика;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Причем в силу пункта 3 статьи 17 Закона № 2300-1 потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При определении подсудности спора также необходимо учитывать размер существующих к перевозчику денежных требований, поскольку в силу статей 23, 24 ГПК дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей ‑ рассматриваются мировыми судьями, а свыше пятидесяти тысяч рублей – районными судами (в цену иска не входит размер предъявляемой перевозчику компенсации морального вреда).

Для пассажиров, планировавших совершить перелет семьей или группой, также важно знать, что гражданское процессуальное законодательство допускает возможность предъявления иска совместно несколькими истцами ‑ процессуальное соучастие (статья 40 ГПК). Это приобретает особое значение для эффективной защиты прав потребителей в суде, поскольку позволяет соучастникам поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников.

В силу статьи 37 ГПК права и законные интересы несовершеннолетних в процессе защищают их законные представители ‑ родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. 

Претензионный порядок обращения к перевозчику 

Отсутствие законодательно закрепленного обязательного досудебного порядка урегулирования спора, вытекающего из договора воздушной перевозки пассажира, не лишает пассажира права на обращение к перевозчику в претензионном порядке.

Форму претензии о нарушении прав потребителя по договору воздушной перевозки пассажира, а также информацию о порядке ее направления перевозчику можно получить ЗДЕСЬ.

 

171



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей