16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Информация о результатах контрольно-надзорных действий, основных нарушениях, выявленных в результате проверок, рекомендациях по их устранению

18 Июня 2020

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, представляющей опасность для окружающих, в соответствии с Поручением Правительства Российской федерации от 18 марта 2020 № ММ-П36-1945 были прекращены плановые и внеплановые проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ч. 1.1 ст. 6.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии          со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, с 14.04.2020 проводятся только:

– внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

– внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

– внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

– внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

– внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Исходя из вышеизложенного Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю за 2 квартал 2020 г. дистанционно проведено 46 плановых проверок, в том числе 30 проверок в отношении органов местного самоуправления и 9 внеплановых проверок. Нарушения обязательных требований установлены при проведении 50 проверок. Всего выявлено 86 правонарушений. В рамках проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами выдано 254 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. 

Основные нарушения выявлены в сфере обращения пищевых продуктов.

При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сфере обращения пищевых продуктов выявлены следующие основные нарушения основополагающих положений Федерального Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52):

– п. 5 ст. 15 – неисполнение хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, санитарно-эпидемиологических требований;

– п. 1 ст. 24 – эксплуатация хозяйствующими субъектами производственных помещений с нарушением санитарно-эпидемиологических требований;

– ст. 22 – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению и размещению отходов производства и потребления в предприятиях торговли, общественного питания и пищевой промышленности;

– иные нарушения ФЗ № 52 (неисполнение предписаний, требований должностных лиц, организация производственного контроля с нарушением требований санитарного законодательства, нарушение требований к прохождению медицинских осмотров работниками организаций).

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда определены в СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Наиболее типичными нарушениями указанных санитарно-эпидемиологических требований являются следующие:

– планировка и технические возможности организации торговли не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации пищевых продуктов – в организации торговли не предусмотрены отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов;

– территория организации торговли не содержится в чистоте, а именно допускается складирование мусора, картонных коробок;

– в качестве отделки стен используются материалы, которые не поддаются мойке и дезинфекции;

– не организован производственный контроль, не разработана в установленном порядке программа производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

– не проводится текущий ремонт в организациях торговли;

– организации торговли не обеспечены водоснабжением и канализацией;

– организации торговли не оборудованы туалетами, раковинами для мытья рук, не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены.

Кроме этого в ходе проверок были выявлены нарушения СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» (далее - СанПиН 3.5.2.3472-17; СП 3.5.3.3223-14), а именно: - не представлены (отсутствую) акты выполненных работ по проведению дератизационных и дезинсекционных работ (п.п. 2.3., 3.1 СП 3.5.3.3223-14, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.3472-17); - не проведены инженерно-технические мероприятия по защите объекта от синантропных грызунов: в месте выхода вентиляционных отверстий не установлены металлические сетки, а также не проведено укрытие вентиляционных отверстий съемными решеткам (п. 3.8, п. 4.3 СП 3.5.3.3223-14). 

Виновные лица привлечены к административной ответственности по ст. 6.3, ст. 6.4 КоАП РФ. Выданы предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

При осуществлении федерального государственного надзора в области технического регулирования в сфере обращения пищевых продуктов выявлены следующие типовые нарушения:

– к работе, связанной с хранением и реализацией пищевой продукции, при выполнении которой осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и пищевой продукцией, допускаются работники, не прошедшие обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

– отсутствуют (не представлены) личные медицинские книжки на всех работников, осуществляющих реализацию пищевых продуктов;

– осуществляется оборот пищевой продукции без товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции;

– допускается реализация продуктов питания с истекшим сроком годности.

За нарушения требований технических регламентов к административной ответственности виновные лица привлечены по ч. 1, 2 ст. 14.43 КоАП РФ. Выданы предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, исполнение которых находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Также при проверках выявлены факты нарушений Федерального закона от 23 февраля 2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» - несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения. За указанные нарушения к административной ответственности привлечены виновные лица по ч.1 ст. 6.25 КоАП РФ. 

Рекомендации по недопущению выявленных нарушений обязательных требований в сфере обращения пищевых продуктов. 

В рамках профилактики предупреждения нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в сети «Интернет» в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора (http://rospotrebnadzor.ru/) размещены перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В целях соблюдения и выполнения обязательных требований, недопущения оборота в организациях розничной торговли фальсифицированной продукции, продукции несоответствующей по микробиологическим показателям, приобретателям (получателям, собственникам, продавцам) пищевой продукции необходимо:

– заключать договоры поставки и обеспечить обязательное наличие документов, подтверждающих прослеживаемость продукции, ее соответствие обязательным требованиям нормативной документации;

– обеспечить проведение выборочных лабораторных исследований по показателям идентификации продукции в рамках программы производственного контроля;

В целях соблюдения требований санитарных правил в организациях торговли и организациях общественного питания необходимо:

– обеспечить требуемые условия приема, хранения, переработки и реализации пищевых продуктов в организациях торговли и общественного питания;

– обеспечить контроль за сроками годности пищевых продуктов;

– обеспечить условия для соблюдения правил личной гигиены персоналом, оборудование туалетов раковинами для мытья рук;

– обеспечить содержание территории организаций в чистоте;

– обеспечивать выполнение программы производственного контроля;

– обеспечить своевременное проведение текущего ремонта;

– обеспечить своевременное прохождение медицинского осмотра персоналом с внесением сведений в личную медицинскую книжку   установленного образца;

– обеспечить проведение инженерно-технических мероприятий по защите объектов от синантропных грызунов.

 Основные нарушения выявлены при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления в части организации водоснабжения: 

– отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в сельских населенных пунктов;

– отсутствуют проекты зон санитарной охраны на источники водоснабжения питьевого водоснабжения, не утверждены границы зон санитарной охраны источников водоснабжения, что может привести к стихийной застройке зон санитарной охраны с нарушением режима их использования и ухудшению качества воды в водоисточнике.

Основные нарушения выявлены при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления в части организации обращения с бытовыми отходами:

– системы санитарной очистки и уборки территорий населенных мест не предусматривают рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания утилизации бытовых отходов, жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других отходов, скапливающихся на территории населенного пункта;

– отсутствуют разработанные и утвержденные Генеральные схемы очистки населенных пунктов. 

Рекомендации по недопущению выявленных нарушений обязательных требований органами местного самоуправления. 

В целях недопущения  нарушений санитарного законодательства необходимо:

– выполнить разработку Генеральной схемы очистки населенных пунктов, провести ее утверждение и согласование;

– провести работу в части получения санитарно-эпидемиологических заключений на водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в сельских населенных пунктах;

– организовать разработку проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

 

– осуществлять контроль соблюдения режима использования зон санитарной охраны водозаборов.

 

1111

Комментариев: 0

Оставить комментарий

Уважаемые посетители сайта! Здесь Вы можете оставить комментарий к данной статье. Оставить обращение в электронном виде можно заполнив специальную форму в разделе "Прием обращений граждан, общественных объединений и других юридических лиц"

Ваше имя


Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Санитарный надзор, Управление Роспотребнадзора - Предпринимателям