Доступ для сотрудников

Протокол «О завершении летней оздоровительной кампании 2010 года в Российской Федерации»

Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Присутствовали:

И.В.Брагина, Б.П. Кузькин, О.И. Аксенова, Б.Г. Бокитько, Е.Б. Ежлова, Ю.В.Демина, Г.Е. Иванов, С.И.Плаксин, представители Управлений Роспотребнадзора по Московской области, по г. Москве и по железнодорожному транспорту: Гавриленко О.Л., Глиненко В.М., Решетников Ю.А., и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, по г. Москве по железнодорожному транспорту: Артеменков Ю.Н., Гильденскиольд О.А..

Приглашенные:

Представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, главные врачи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации.

«О завершении летней оздоровительной кампании

2010 года в Российской Федерации»

(Г.Г. Онищенко, Т.П. Груничева, Т.Ф.Ковалева, С.В. Кузьмин,

Л.К. Салчак, И.А. Поздняков, Г.Г. Онищенко)

По итогам заседания Президиума Государственного Совета об организации летнего отдыха детей и подростков, состоявшегося в июне текущего года Президентом Российской Федерации был дан ряд поручений.

Основными из них в части касающейся Роспотребнадзора были:

- принять дополнительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных организациях при проведении летней оздоровительной кампании 2010 года;

- представить предложения по совершенствованию порядка определения поставщиков продуктов питания детским оздоровительным организациям, направленные на обеспечение поставки качественных продуктов;

- разработать комплекс мер, направленных на подготовку квалифицированных кадров, владеющих современными оздоровительными технологиями;

- осуществить необходимые мероприятия для обеспечения комплексной безопасности во время перевозки детей к местам отдыха и обратно.

Перечень поручений, подготовленный по итогам этого заседания, стал генерирующей составляющей всей летней оздоровительной кампании 2010 года и основой Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации летнего отдыха детей и подростков.

В целом мероприятия этого Плана реализованы, что позволило выполнить поручения Президента Российской Федерации в установленные сроки.

Следует отметить ответственный и принципиальный подход к реализации поручений Президента Российской Федерации по организации летнего отдыха детей и подростков в Алтайском и Краснодарском краях, Волгоградской, Вологодской, Ивановской и Кемеровской областях.

Анализ представленных в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организационно-плановых документов показал, что в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют региональные целевые программы по развитию отдыха и оздоровления детей.

Наличие таких программ было заявлено Республиками Коми, Марий Эл, Чувашия, Вологодской, Курской, Ленинградской, Омской, Пензенской, Тульской, Ярославской областями, Забайкальским краем, Чукотским Автономным округом и другими.

Так, постановлением Правительства Вологодской области от 2 сентября 2008 г. № 1679 утверждена долгосрочная целевая программа "Организация отдыха детей, их оздоровления и занятости в Вологодской области на 2009 - 2012 годы". Общий объем финансирования Программы составляет более 212 млн. рублей за счет средств областного бюджета. Программой к 2012 году предполагается:

- увеличение количества детей, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и занятости в свободное от учебы время, с 79,8% до 81,5%;

- увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и занятости в свободное от учебы время, с 56.5% до 66.0%;

- снижение количества безнадзорных детей с 1,9 % до 0,9%;

- сохранение действующей сети загородных оздоровительных учреждений области (27 загородных оздоровительных лагерей, уровень 2008 года).

В Чувашской Республике в рамках республиканской целевой программы «Дети Чувашии» на 2010-2020 годы действует подпрограмма «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков». Общий объем финансирования подпрограммы составляет более 900 млн. рублей, из них средства: федерального бюджета - 119 9000 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 91 627,9 тыс. рублей, местных бюджетов - 378 724,2 тыс. рублей. Предусмотрена разбивка финансирования по годам реализации программы.

Ожидаемым результатом реализации подпрограммы является увеличение удельного веса несовершеннолетних в возрасте от 6 до 15 лет, охваченных различными формами организованного отдыха, оздоровления, до 86,0 процента.

В Забайкальском крае действует краевая целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и временной трудовой занятости несовершеннолетних (2009-2011 годы)». Финансирование программы предусматривает привлечение средств краевого бюджета - 47 млн. 117 тыс. руб., муниципального бюджета - 48 млн.677 тыс. руб., а также средства федерального бюджета, фонда социального страхования и профсоюзных организаций. Целевыми индикаторами программы являются:

- охват детей мероприятиями отдыха ежегодно не менее 79 %;

- -охват несовершеннолетних временной трудовой занятостью с выплатой заработной платы - в 2009 году для 7000 чел., в 2010 - для 7300 чел, в 2011 году - 7500 чел.;

- -охват детей нуждающихся в особой заботе государства мероприятиями отдыха и трудовой занятости ежегодно не менее 61 %;

- проведение работ, направленных на укрепление материальной базы в 4-х краевых загородных лагерях, 12-ти загородных интернатных учреждений, 10-ти муниципальных загородных лагерях эффективно работающих на условии софинансирования.

В целом во всех субъектах Российской Федерации, в период летних каникул, удалось реализовать комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечению их доброкачественной питьевой водой, физиологически полноценным питанием, а также расширить их адаптационные возможности.

Выраженный оздоровительный эффект отмечается у 80,4% детей (в 2009г. - 80,7%), слабый оздоровительный эффект получили - 15,1% детей (в 2009г. - 16,7%). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 4,5% детей (в 2009г. - 2,8%).

По возрастным группам показатели оздоровительного эффекта выглядят следующим образом:

- дети младшего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 80,7% детей (18 субъектов Российской Федерации), слабый оздоровительный эффект получили - 15,8% детей (33 субъекта Российской Федерации). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 3,5% детей (22 субъекта Российской Федерации);

- дети среднего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 81,3% детей (18 субъектов Российской Федерации), слабый оздоровительный эффект получили - 14,9% детей (39 субъектов Российской Федерации). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 3,8% детей (16 субъектов Российской Федерации);

- дети старшего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 79,2% детей (15 субъектов Российской Федерации), слабый оздоровительный эффект получили - 14,7% детей (32 субъекта Российской Федерации). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 6,1% детей (26 субъектов Российской Федерации).

Аномальная жара потребовала корректировки планов физкультурно-оздоровительной работы. Были максимально сокращены походы, спортивные занятия, другие массовые мероприятия, которые заменялись несвойственными для укрепления здоровья детей мероприятиями (ограничение пребывания на солнце, малоподвижные занятия). Аномальная жара потребовала внесения изменений в меню детей, ограничив его состав содержанием важных для детского организма скоропортящихся и прежде всего молочных продуктов.

В наиболее критический период были закрыты (с эвакуацией детей) оздоровительные учреждения Воронежской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Тульской областях, Республики Марий Эл, Мордовия и др.

В общей сложности было закрыто более 80 летних оздоровительных учреждений, из которых вывезено к месту жительства более 12 тыс. детей. В этих регионах не только были закрыты лагеря, но и не открывались запланированные к работе учреждения.

В Воронежской области в связи с пожароопасной обстановкой в области и городе, все оздоровительные учреждения в июле месяце завершили свою работу, а дети были эвакуированы.

В республике Марий Эл в 4 смену не проводилось оздоровление в 10 загородных учреждениях и 3-х детских санаториях.

Правительством Рязанской области в 4 смену был запрещен заезд в 15 оздоровительных учреждений.

По данным Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту были закрыты 5 учреждений на Юго-Восточной, Приволжской и Горьковской железных дорогах и т.д.

Поэтому показатель оздоровительного эффекта по итогам 3 смены составил всего 62,6%.детей.

На местах в этот период были предприняты меры для стабилизации ситуации по организации детского отдыха путем перераспределения детей в другие оздоровительные учреждения.

Многие субъекты Российской Федерации высказали пожелания принять у себя детей из регионов, пострадавших от пожаров.

Это Краснодарский край и его здравницы Азово-Черноморского побережья, которые приняли в этот период более 500 детей. В первую очередь это города Геленджик и Анапа.

Астраханская область приняла у себя около 300 детей из пострадавших от пожаров Нижегородской и Рязанской областей.

Алтайский край (по приглашению Губернатора края) принял у себя около 300 детей из Нижнего Новгорода.

В ряде оздоровительных учреждений (Амурская область) были продолжены смены на 7-10 дней, в которых дополнительно отдохнуло около 350 детей.

В Российской Федерации по данным Роспотребнадзора по состоянию на 1 июня 2010 года планировалось охватить в период летних каникул организованным отдыхом 6 190 937 детей, что почти на 511 842 больше, чем в 2009 году, при этом отдых и оздоровление детей планировался в 56 133 учреждениях, что на 1 368 учреждений меньше, чем в 2009 году.

В итоге, на конец летней оздоровительной кампании по данным Роспотребнадзора было на контроле 55 438 летних учреждений, что на 695 учреждений меньше от первоначального плана (Республика Дагестан, Забайкальский край, Архангельская, Иркутская, Ивановская, Нижегородская, Владимирская, Тамбовская области, Ханты-Мансийский АО и др.). При этом, позиция планового охвата летним отдыхом составила 6 111 360 детей, что на 179 577 детей меньше первоначального плана (Республика Хакасия, Курская, Мурманская области и др.).

Основными причинами, ставшими основанием для того, чтобы эти учреждения не открылись стали:

- своевременно не законченные ремонтные работы;

- отсутствие достаточного финансирования у собственников;

- смена собственника.

Из общего количества отработавших в 2010 году летних оздоровительных учреждений (55 494) по типам учреждения подразделяются следующим образом:

- 44 752 учреждения с дневным пребыванием детей;

- 3 026 загородные учреждения;

- 585 детские санатории;

- 2118 палаточные лагеря;

- 4 957 лагеря труда и отдыха.

Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2010 году, свидетельствуют о том, что, несмотря на выданные всем учреждениям перед началом открытия санитарно-эпидемиологических заключений, отдельным администрациям не удалось обеспечить должное санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В ходе летней оздоровительной кампании в Российской Федерации специалистами Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было обследовано 36 541 учреждение для отдыха и оздоровления детей, из которых в 5 713 (15,6%) были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, что было подтверждено данными лабораторно-инструментальных исследований.

Недостатки в организации питания и водоснабжения, в общей своей массе, послужили основанием для групповой и вспышечной инфекционной заболеваемости.

За период летней оздоровительной кампании в 2010 году с июня по настоящее время в детских оздоровительных учреждениях Российской Федерации зарегистрировано 12 очагов инфекционных болезней (с общим числом пострадавших 188 человек, в том числе 186 детей).

По данным еженедельного мониторинга в 2010г. в 81 субъекте Российской Федерации в лечебно-профилактические учреждения обратились 99 195 детей, пострадавших от укусов клещей, у 312 детей - зарегистрированы заболевания КВЭ (в т.ч. с летальным исходом у 2-х детей из Вологодской области). Заболевания КГЛ зарегистрированы у 3-х детей.

В целом по выявленным нарушениям в детских оздоровительных учреждениях составлено 21 524 протоколов об административных правонарушениях, из которых принято 21 126 решений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму штрафов, которая составила более 33 млн. рублей.

В суды с ходатайством об административном приостановлении деятельности было передано 54 материала, из них работа 321 объекта была приостановлена из-за нарушений требований санитарного законодательства (Приморский, Пермский, Забайкальский, Ставропольский края, Республики: Дагестан, Кабардино-Балкарская, Тыва; Брянская, Воронежская, Московская, Камчатская Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Свердловская области).

Возбуждено 10 880 дел об административном правонарушении, из которых 382 - передано в суды для принятия решения, из которых только по 22 прекращено производство (Республика Башкортостан - 4, Республика Калмыкия - 4, Брянская область - 1, Сахалинская область -5, Тамбовская область - 2, управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту - 2).

По состоянию на 06.09.2010 года в субъектах Российской Федерации составлено 10 179 планов-заданий, в которые включено около 75 тыс. мероприятий:

- по капитальному ремонту - 1 457;

- по косметическому ремонту - 12 651;

- по закупке оборудования для пищеблоков - 4 539;

- по закупке мебели и инвентаря - 5 725;

- по закупке медицинского оборудования - 2 576.

Полностью подготовили планы-задания Республики Ингушетия, Северная Осетия, Рязанская, Тверская области.

От 70 до 97% планов-заданий подготовлено в Республиках Адыгея, Хакасия, Марий Эл, Кабардино-Балкаркарской и Карачаево-Черкесской Республиках.

До 10% планов заданий подготовлено в Орловской, Омской, Ивановской, Белгородской областях, Республиках Чувашия, Башкортостан, Мордовия и других.

Не представлены в установленные сроки сведения о подготовке планов-заданий в 28 субъектах Российской Федерации (Калининградская , Свердловская области, Республика Тыва).

Завершение летней оздоровительной кампании и полученный детьми эффект оздоровления должен стать основой для сохранения их здоровья в течении всего учебного года.

В ряде регионов начало учебного процесса совпало с резким понижением температуры воздуха и ростом заболеваемости ОРВИ среди детей.

По данным еженедельного мониторинга за первую неделю сентября (30.08-05.09.10) в целом на территории Российской Федерации сохранялся низкий уровень заболеваемости ОРВИ, при этом в ряде субъектов отмечен сезонный рост, обусловленный активной циркуляцией вирусов парагриппа, аденовирусной инфекции и РС-вирусов.

Сезонный рост заболеваемости ОРВИ с превышением суммарных недельных эпидемических порогов по населению в целом на 9-52% отмечен в 8 субъектах Российской Федерации: Костромской, Псковской, Астраханской, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской областях, Республике Чувашия и Ямало-Ненецком автономном округе, где число заболевших составило от 2010 (Псковская область) до 9414 (Кемеровская область) человек, интенсивные показатели заболеваемости составили по совокупному населению от 23,5 (Республика Чувашия) до 42,6 (Костромская область) на 10 тыс. населения.

Превышение порогов по населению в целом, в основном, связано с заболеваемостью детского населения.

Заболеваемость ОРВИ на уровне эпидпорогов зарегистрирована в 6 субъектах Российской Федерации (Ивановской, Рязанской, Мурманской области, г. Санкт-Петербург, Республиках Калмыкия, Марий Эл).

Среди детей в возрасте 0-2 лет превышение недельных порогов заболеваемости от 10% до 40% отмечено в 10-ти субъектах Российской Федерации (Ивановской, Костромской, Псковской, Волгоградской, Челябинской, Иркутской, Амурской областях, Ставропольском крае, Ненецком автономном округе и Республике Чувашия), при этом интенсивные показатели заболеваемости составили от 183 до 389 на 10 тыс. детей возрастной группы.

Среди детей 3-6 лет недельные пороги заболеваемости превышены в 12 субъектах Российской Федерации от 13% до 57% (Псковской, Волгоградской, Астраханской, Ульяновской, Иркутской,, Кемеровской областях, г. Санкт-Петербурге, Республиках Калмыкия, Марий Эл, Чувашия, Удмуртская Республика Ямало-Ненецком автономном округе) - от 13% до 57% при интенсивных показателях от 63 до 282 на 10 тыс. населения.

У школьников в возрасте 7-14 лет превышение недельных порогов заболеваемости ОРВИ отмечено в 11 субъектах Российской Федерации (Костромской, Липецкой, Тульской, Псковской, Волгоградской, Сахалинской областях, Республиках Калмыкия, Чувашия, Пермском, Красноярском, ЯНАО краях) - от 11% до 89% при интенсивных показателях от 18 до 94 на 10 тыс. населения.

По данным лабораторного мониторинга: за прошедшую неделю было обследовано 1248 человек с признаками ОРВИ. Суммарное число положительных находок составило 214 (17,1% от общего числа обследованных за прошедшую неделю больных).

Наибольший удельный вес от общего числа обследованных больных приходится на:

- вирусы парагриппа 1 и 3 типов - 8,4% (105 находок, или 51,5% от числа положительных находок),

- аденовирусы - 4,6% (58 находок),

- РС-вирусы - 2,9% (36 находок).

В единичных случаях (менее 0,5%) выделялись сезонные вирусы гриппа: вирус гриппа А (Н1N1) - 3 (0,2%) и вирус гриппа А (H3N2) - 2 (0,16%), а также вирус пандемического гриппа А(H1N1)-2009 - 3 (0,2%).

В целях совершенствования работы по подготовке летних учреждений к оздоровительному сезону 2011 года и обеспечению оптимального функционирования общеобразовательных учреждений в новом 2010-2011 учебном году необходимо:

1. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

- сохранение и укрепление здоровья детей считать приоритетной задачей при планировании своей деятельности;

- скорректировать, с учетом итогов летней оздоровительной кампании 2010 года, предложения главам субъектов Российской Федерации по формированию региональных целевых программ, как основы перспективного планирования работы по совершенствованию материально-технического состояния оздоровительных учреждений;

- строить работу по организации санитарно-эпидемиологического надзора за летними оздоровительными и общеобразовательными учреждениями с учетом их реального санитарно-эпидемиологического благополучия;

- закончить формирование планов-заданий по летней оздоровительной кампании и подготовку предложений по мероприятиям, направленным на решение вопросов улучшения материально-технической базы, организации питания;

принять меры по обеспечению в детских образовательных учреждениях (школах, дошкольных учреждениях, интернатах и т.д.) необходимых условий учебы, обратив особое внимание на создание оптимального воздушно-теплового режима, базисные оздоровительные и санитарно-гигиенические мероприятия (закаливающие процедуры, соблюдение дезинфекционного режима, регулярное проветривание и влажная уборка помещений, обеззараживание воздушной среды помещений, витаминизация пищи);

- в случае регистрации групповой заболеваемости гриппом или ОРВИ в организованных коллективах - организацию необходимого комплекса противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное проведение лабораторных исследований для установления этиологии заболевания;

- обеспечить мониторинг эпидситуации по гриппу и ОРВИ и своевременное представление информации в установленном порядке о заболеваемости гриппом и ОРВИ, в том числе групповой в детских образовательных учреждениях, о введении карантинных мероприятий и предпринимаемых мерах.

2. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от организационно-правовой формы и имеющих на балансе детские оздоровительные и общеобразовательные учреждения:

- считать главной задачей своевременную подготовку учреждений к их сезонной эксплуатации;

- обеспечить своевременное выполнение планов-заданий и реализацию мероприятий по улучшению материально-технической базы детских оздоровительных и общеобразовательных учреждений;

- принять дополнительные меры по организации питания школьников с учетом опыта и возможностей специализированных базовых предприятий, занимающихся производством продукции непосредственно для детского питания;

- обеспечить максимальный охват школьников медицинским обслуживанием;

- провести подготовительную работу по комплектованию каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях.

Руководитель

Г.Г. Онищенко