Доступ для сотрудников

Протокол «Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко от 18 июня 2009г.»

Председательствовал:

Г.Г. Онищенко - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали:

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий П.А. Попов, начальник Управления эпидемиологического надзора Роспотребнадзора Е.Б.Ежлова, заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора Роспотребнадзора А.А.Мельникова, заместитель начальника отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций департамента гражданской защиты МЧС России С.В.Савелов, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главные врачи ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Повестка совещания:

«Об эпидемиологической ситуации по гриппу, вызванному высокопатогенным вирусом типа А/H1N1 в Российской Федерации и в мире»

Г.Г. Онищенко, Министр здравоохранения Калужской области Ю.А.Кондратьев,  заместитель Председателя Правительства Белгородской области, начальник Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Н.И.Белоусов, заместитель главы администрации Волгоградской области Е.А.Анищенко, руководитель управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю В.И.Пинтусов.

1.     Отметить, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) повысила уровень угрозы пандемии гриппа до максимального, шестого уровня, что соответствует официальному признанию начала пандемии, вызванной вирусом А(H1N1).

В настоящее время пандемия находится на ранней стадии своего развития, и характеризуется глобально как умеренной степени. Согласно последним данным, случаи заболевания в подавляющем большинстве протекают легко и не требуют стационарного лечения. 

ВОЗ не исключает возможности изменения степени тяжести пандемии, что зависит от дальнейшей эволюции вируса гриппа A (H1N1) и изменения его патогенности, уровня уязвимости населения и развития систем здравоохранения в разных странах.

В связи с объявлением пандемии странам рекомендовано оценить свою текущую ситуацию и сделать своевременный переход от политики сдерживания распространения заболевания к сосредоточению на мерах по уменьшению последствий заболевания, включая соответствующие организационные мероприятия.

Российская Федерация сегодня относится к «еще не пораженным странам», поскольку несмотря на регистрацию 3-х «завозных» случаев заболевания гриппом А (H1N1), активная передача инфекции в нашей стране пока отсутствует. В связи с этим, в России в настоящее время основное внимание уделяется мероприятиям по предупреждению завоза и распространения вируса гриппа А(H1N1), а также обеспечению готовности учреждений системы здравоохранения.

Странам, где не зарегистрировано или зарегистрированы единичные случаи заболевания, ВОЗ рекомендовано:

-принять меры для усиления эпиднадзора, в том числе базового, за заболеваемостью и циркуляцией вируса гриппа A (H1N1), используя лаборатории с потенциалом для тестирования вирусов гриппа A (H1N1);

-обеспечить готовность лечебной сети к ведению возрастающего числа пациентов с респираторными заболеваниями, наличие основных лекарственных средств и расходных материалов, подготовку работников здравоохранения по вопросам диагностики и лечения пациентов с гриппом.

В соответствии со  складывающейся в стране и в мире ситуацией, в Российской Федерации осуществляется комплекс мероприятий, в том числе  подготовка к возможной активизации распространения гриппа вызванного вирусом A (H1N1) осенью текущего года.

Продолжается мониторинг за состоянием здоровья пассажиров, прибывающих авиатранспортом из неблагополучных в эпидемическом отношении стран, определен перечень мероприятий, проводимых в случае выявления больных (подозрительных на заболевание) лиц.

С момента ведения мониторинга досмотрено свыше 4 тысяч авиарейсов,  свыше 300 тысяч пассажиров  и членов экипажей воздушных судов. Выявлено 59 человек с признаками ОРВИ, все были госпитализированы, лабораторно обследованы, получили медицинскую помощь в полном объеме.

Обеспечено взаимодействие с заинтересованными службами и ведомствами, в том числе МИД России, МЧС России,  Федеральным агентством по туризму, ФМС России.

Приняты меры по организации диагностики и мониторинга возможных случаев заболеваний. В том числе, в учреждениях Роспотребнадзора обеспечена готовность лабораторной базы для проведения диагностических исследований материала от лиц, подозрительных на инфицирование высокопатогенным вирусом гриппа.

ФГУН «ЦНИИЭ» Роспотребнадзора для идентификации вирусов высокопатогенного гриппа разработан набор реагентов. В настоящее время осуществляется процедура регистрации набора реагентов в установленном в Российской Федерации порядке.  По сравнительным данным, проверенным на практике, указанный набор реагентов обладает высокой чувствительностью и не уступает зарубежным аналогам, представленным Центром по контролю и профилактике инфекционных болезней США (CDC).

Возможности производства указанных наборов реагентов позволяют удовлетворить потребности российских лабораторий, а в случае необходимости, возможно увеличение объемов производства для поставок наборов в страны СНГ.

В соответствии с утвержденным 11.05.2009 «Планом проведения исследований штаммов А/California/04/2009, A/California/07/2009 вируса гриппа типа А, субтипа H1N1» в НИИ Роспотребнадзора, Минобороны России и РАМН продолжаются исследования штаммов вируса, доставленных из  Центра по контролю за инфекционными заболеваниями (CDC США), в том числе:

- молекулярно-генетический анализ генома вирусов гриппа A(H1N1)swl;

-  определение чувствительности  вируса к противовирусным препаратам отечественного и импортного производства в клеточной культуре MDCK;

- определение устойчивости вируса к дезинфицирующим препаратам;

- тестирование антивирусных препаратов для выбора оптимальных схем лечения заболевших;

- разработка препаратов для диагностики гриппа А(H1N1)swl.

ВОЗ не рекомендует прекращать производство сезонных вакцин против гриппа.

Важнейшей задачей на ближайшее время является подготовка к кампании по иммунизации против сезонного гриппа, которая начнется в сентябре 2009г.

В целях проведения вакцинации против сезонного гриппа в рамках национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения, Роспотребнадзором  в соответствии с заявками субъектов Российской Федерации заключены государственные контракты на поставку 27,4 млн. доз вакцины, в том числе 20,8 млн. доз вакцины Гриппол для иммунизации взрослого населения и 6,6млн. доз вакцины Гриппол-плюс без консерванта для вакцинации детей.

Поставки будут осуществляться:

с 1 по 31 августа - 2,2млн. доз  вакцины Гриппол плюс (33,9%) и 6,79млн. доз Гриппола (32,5%), 

- с 1 по 30 сентября – 2,2 млн. доз вакцины Гриппол плюс (33,3%) и 7,29млн. доз Гриппола (35%);

- с 1 по 31 октября – 2,16 млн. доз вакцины Гриппол плюс (32,8%) и 6,76млн. доз Гриппола (32,4%).

В настоящее время в мире проводится работа по созданию вакцин против гриппа типа А(H1N1), в том числе в Российской Федерации. Роспотребнадзором подготовлен проект плана-графика разработки отечественной вакцины против высокопатогенного вируса гриппа А (H1N1).

Из CDC (США) получены реассортанты вируса гриппа  А/Калифорния/2009, а также штамм, полученный методом обратной генетики А/Техас/2009, которые направлены на производство для подготовки экспериментальных серий вакцины.

Вопрос о перспективах создания вакцины против высокопатогенного вируса гриппа А(H1N1) рассмотрен на состоявшемся 10 июня 2009г. заседании Ученого совета Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Во исполнение протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации (от 13 мая 2009 № 2) подготовлен, доработан и направлен в Минздравсоцразвития России проект распоряжения Правительства  Российской Федерации по утверждению плана мероприятий по предупреждению распространения заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа A (H1N1) с необходимым финансово-экономическим обоснованием о выделении ассигнований из федерального бюджета.

В целях оценки готовности к пандемии гриппа, Роспотребнадзором проведен анализ актуализированных данных о создаваемых в субъектах Российской Федерации запасах противовирусных препаратов, имеющегося коечного фонда, необходимых средств защиты органов дыхания и оборудования лечебно-профилактических учреждений.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации  на 04.06.2009 года в среднем по Российской Федерации обеспеченность противовирусными препаратами составляет 10,5% от расчетной потребности.        

Наименее обеспечены противовирусными препаратами (по совокупности - менее 4% от расчетной потребности) – Дальневосточный (2,91%), Южный (1,03%) и Северо-Западный (3,9%) федеральные округа.

В Сибирском и Приволжском федеральных округах обеспеченность препаратами составляет 7,8% от расчетной потребности. Наиболее обеспечены - Центральный (21,6%) и Уральский (35,44%) федеральные округа.

В разрезе субъектов Российской Федерации менее  2%   общий запас основных противовирусных препаратов составляет в  33 субъектах  РФ; от  2  до  10% -  в  19  субъектах; от 10 до 50% - в  23  субъектах, от 60% до 90 % -  в 1 субъекте, 100% и более - в 4 субъектах.

С учетом численности населения Российской Федерации (142 млн. чел.) и прогнозируемого количества заболевших в период пандемии (30% - 42,6 млн. чел.), число госпитализированных при пандемии умеренной степени тяжести составит 10-15% - от 4,26 до 6,39 млн. человек. При средней продолжительности периода пандемии условно принятой за 3 месяца и средней длительности пребывания одного больного на больничной койке – в течение 7 дней, потребуется от 355тыс. до 533тыс. коек.

В настоящее время в целом по Российской Федерации  функционируют 1923 инфекционных стационара на 74 944 койки.

По расчетам, представленным субъектами Российской Федерации,  в целом по России возможно увеличить численность коек до 522 904.

Обеспеченность койками  менее 50% от расчетной потребности отмечается  в 6 субъектах Российской Федерации: в  Калужской (24,5%), Ярославской (27,2%) областях,  г. Москве (32,6%), Архангельской (48,4%), Томской (42,7%) областях, ХМАО (34,0%).

- Обеспеченность койками  50-90% от требуемого количества отмечается  в 9 субъектах:  Белгородской (78,7), Тульской (86,2%), Ленинградской  (79,5%) областях, республиках Дагестан (90%),  Тыва (56,9%), Красноярском крае (65,7%), Иркутской области (88,9%), Приморском (67,7%) и Забайкальском крае (79,8%).

- В  остальных субъектах Российской Федерации  обеспеченность койками составляет более 90%.

Обеспеченность субъектов Российской Федерации  аппаратами для искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

По расчетным данным из 355тыс.-533тыс. госпитализированных в целом по России реанимационные мероприятия условно будут необходимы для 2,5% больных, для которых потребуются аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в количестве от 8 875 до 13 300 штук.

По данным субъектов РФ в настоящее время имеется 15 855 единиц аппаратов для искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

При увеличении количества госпитализированных возможно задействовать еще 3351 ед. аппаратов для ИВЛ.

По данным субъектов РФ расчетная потребность в аппаратах ИВЛ (по различным методикам расчета, в том числе исходя из расчета 0,04% от числа госпитализированных) может составлять 46152 ед., обеспеченность аппаратами искусственной вентиляции легких в целом по Российской Федерации - 41,6%.

При условии планируемого субъектами РФ дооснащения стационаров аппаратами для ИВЛ, полностью (97% и выше) будут ими обеспечены    40 субъектов. Обеспеченность ИВЛ составляет от 50 до 93% в 21 субъекте РФ и до 50% в 21 субъекте РФ.

Обеспеченность субъектов Российской Федерации средствами защиты органов дыхания (масками) в среднем по стране составляет 21,9%. Наименее обеспечены масками  субъекты в Северо-Западном и Дальневосточном федеральном округах (соответственно 4,7% и 9,7%), свыше 60% обеспеченность составляет в Южном и Уральском федеральных округах (соответственно 61,5 и 75,6%).

До 30% от расчетной потребности составляет обеспеченность масками в 38 субъектах Российской Федерации, от 30 до 60% - в 18 субъектах Российской Федерации, свыше 60% обеспечены средствами защиты органов дыхания 27 субъектов РФ.

Практически не обеспечены средствами индивидуальной защиты: Вологодская (0,8%), Ленинградская (0,1%), Волгоградская (0,1%), иркутская (0,5%) области и Чеченская Республика (0%).

По данным субъектов Российской Федерации по состоянию на 04.06.2009 не выделялись финансовые средства на проведение мероприятий по предупреждению завоза и распространения гриппа A/H1N1 во Владимирской, Орловской областях, Ненецком автономном округе, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республиках, Республике Тыва, Забайкальском крае. 

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

2.1. Своевременно организовать подготовку к предстоящему эпидсезону по гриппу, предусмотрев выделение ассигнований для дополнительной закупки противогриппозных вакцин для иммунизации групп населения, не включенных в национальный приоритетный проект в сфере здравоохранения, в том числе работников предприятий, учреждений, организаций коммунальной сферы, транспорта и др.

2.2. Обеспечить выделение необходимых финансовых средств на выполнение мероприятий плана по подготовке к пандемии, включая формирование надлежащих запасов противовирусных препаратов, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оснащение реанимационным оборудованием, средствами индивидуальной защиты медицинских работников, средствами связи, транспорта и дезинфекционными средствами.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации уточнить в соответствии с проведенными расчетами имеющийся объем противовирусных препаратов, реанимационного оборудования, средств индивидуальной защиты медицинских работников, обеспеченность койками для госпитализации предполагаемого количества больных гриппом.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Обеспечить проведение мониторинга за ситуацией по заболеваемости, вызванной высокопатогенным вирусом гриппа A/H1N1, в целях своевременного принятия  необходимых ограничительных мер.

4.2. Организовать систематическое информирование населения по вопросам профилактики острых респираторных заболеваний и иммунизации против гриппа в преддверие эпидсезона.

5. Руководителям субъектов Российской Федерации, имеющим границы с Китайской Народной Республикой (КНР), в целях оперативного принятия ответных мер при возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера разработать алгоритм действий в соответствии требованиями Международных медико-санитарных правил (2005г.).

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации

Г. Г. Онищенко