Доступ для сотрудников

Протокол «Решение Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О надзоре за оборотом молока и молочной продукции»

Приложение
к протоколу заседания
коллегии Роспотребнадзора
от 26 сентября 2008 года

Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны являются одним из важнейших аспектов национальной безопасности в области охраны здоровья населения и, следовательно, решение этой проблемы приобретает первостепенное значение.

Молочная продукция относится к эпидемиологически значимым скоропортящимся пищевым продуктам и нарушения условий ее производства и оборота, сроков годности, сбои в технологической или холодовой цепи могут приводить к порче и возможности причинения вреда здоровью потребителей.

Обеспечить эпидемиологическую безопасность молочной продукции, а также её качество – главная задача молокоперерабатывающих предприятий. Одним из важнейших условий её успешного выполнения является повышение ответственности руководителей предприятий молочной промышленности за соблюдение санитарного законодательства Российской Федерации при производстве и обороте молочной продукции. Обеспечение качества и безопасности выпускаемой и реализуемой молочной продукции  усилиями только контролирующих органов невозможно.

По данным 85 территориальных управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации функционирует 2461 молокоперерабатывающее предприятие. Наибольшее количество предприятий расположено на территории Республики Саха (Якутия) (337, в том числе 308 приемных пунктов), Алтайского края (84), Псковской (75), Московской (70), Нижегородской (68), Новосибирской областей (66), Краснодарского края (60) и т.д. На территории Агинского Бурятского Автономного округа и Республики Ингушетия молокоперерабатывающие предприятия отсутствуют.

Материалы проверок предприятий, анализ показателей качества их продукции свидетельствуют о продолжающихся фактах нарушений санитарного законодательства, в том числе:

-неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных помещений, в том числе заквасочных отделений, как наиболее значимых в эпидемиологическом отношении и несвоевременное проведение текущих ремонтов на предприятиях, в том числе малой мощности (ряд молокозаводов в Республике Чувашия, Томской и Тюменской областях);

-нарушение поточности технологического процесса производства продукции (ряд молокозаводов в Амурской, Владимирской, Белгородской областях);

- отсутствие контроля температурного режима пастеризации, в том числе в связи с нарушением работы терморегистрирующих устройств (Республика Башкортостан);

- нарушения при производстве, хранении и внесении заквасок (Ставропольский край);

- отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность сырья и готовой продукции (ряд предприятий молокоперерабатывающей отрасли в Белгородской области, Республике Башкортостан, Самарской области, Республике Марий-Эл).;

- нарушение режима санитарной обработки оборудования и инвентаря (ряд молокозаводов в Республике Чувашия, Тамбовской и Томской областей);

- нарушение сроков прохождения сотрудниками предприятий периодических медицинских осмотров (Республика Башкортостан).

В результате сложившейся ситуации удельный вес проб молока и молочных продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в целом по Российской Федерации, остается стабильно высоким, хотя и имеет тенденцию к некоторому снижению. По данным госсанэпиднадзора за 2006 год не отвечали гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям 8,05 % исследованных проб  молочных продуктов, в 2007 году – 7,62 %. В течение 2 квартала 2008 года исследовано по микробиологическим показателям 32111 проб молока и молочной продукции, из них 2177 проб (6,78 %) не отвечали требованиям нормативных документов. В ряде субъектов Российской Федерации не отвечает гигиеническим требованиям каждая четвертая проба исследованных молочных продуктов.

Удельный вес проб молочных продуктов, не отвечающих нормативам по санитарно-химическим показателям составил в 2006 году 3,55 %, в 2007 году – 2,95 %; во 2 квартале 2008 года - 2,85 %.

Данные мониторинга свидетельствуют, что из 76 территорий в которых проводились исследования на санитарно-химические показатели, только в 27 отмечаются факты несоответствия молочной продукции гигиеническим нормативам.

На протяжении ряда лет некачественная молочная продукция является причиной вспышек острых кишечных инфекций пищевого характера, факторами передачи которых, как правило, являются кисломолочные продукты. Особенность таких вспышек состоит в том, что они отличаются массовым характером заболевания и большим количеством вовлеченных в эпидемический процесс детей.

Например в Ставропольском крае в период с августа по октябрь 2007 года, были зарегистрированы три молочные вспышки дизентерии с числом пострадавших 1046 человек, из них 975- дети (93%), посещающие детские организованные коллективы. Причинами вспышек явились нарушения санитарных норм и правил, технологических процессов при производстве молочных продуктов на трех молокоперерабатывающих предприятиях края.

Специалистами службы из года в год проводится активная работа по выявлению потенциально-опасных пищевых продуктов. За 2 квартал 2008 года на этапе производства и оборота молочной продукции было забраковано 4755 партий молока и молочной продукции весом более 56 тонн. Наиболее активная позиция в данном вопросе у управлений Роспотребнадзора по Красноярскому и Краснодарскому краям, Кемеровской, Нижегородской, Свердловской, Челябинской, Иркутской, Омской, Оренбургской областям, Республике Татарстан.

Специалистами службы в ходе контрольно-надзорных мероприятий за нарушения санитарного законодательства при производстве молочных продуктов на ответственных лиц  только за 2 квартал 2008г. составлено 767 протоколов об административных правонарушениях на сумму 2138550 руб; по предприятиям продовольственной торговли - 5062 протоколов на сумму 11779100 руб. при общем количестве обследований 15779.

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШАЕТ:

1. Принять к сведению информацию начальника Управления санитарного надзора О.И.Аксеновой о состоянии надзора за оборотом молока и молочной продукции.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

2.1. Принять меры по разработке, финансированию и реализации региональных программ, относящихся к развитию молочной промышленности, техническому переоснащению и повышению культуры производств с целью повышения качества их продукции.

3. Считать основной задачей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот молочной продукции:

3.1. Выполнение требований санитарного законодательства при производстве, хранении, транспортировке и реализации продовольственного сырья и молочной продукции;

3.2. Принятие мер по техническому перевооружению предприятий молокоперерабатывающей промышленности, механизации и автоматизации производств;

3.3. Создание эффективного производственного контроля качества и безопасности сырья и выпускаемой пищевой продукции;

3.4. Регулярное повышение уровня профессиональных знаний и гигиенической подготовки работников, занятых в сфере производства и реализации пищевых продуктов;

3.5. Организацию ежегодной иммунизации против дизентерии Зонне сотрудников молокоперерабатывающих предприятий, включая вновь принимаемых на работу лиц.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

4.1. В ходе осуществления мероприятий по надзору за соблюдением хозяйствующими субъектами требований Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» учитывать, что согласно статье 24 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» подлежат изъятию из оборота только некачественные и опасные пищевые продукты, а факт наличия в обороте молока и молочных продуктов, произведенных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», не должен служить основанием для изъятия молочной продукции из оборота;

4.2. При поступлении на согласование технической документации на молочные продукты, разработанной в целях выполнения Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», принять безотлагательные меры по её рассмотрению;

4.3. Повысить требовательность к руководителям предприятий молокоперерабатывающей промышленности за нарушения санитарного законодательства;

4.4. Активизировать работу по гигиенической подготовке работающих в молочной отрасли и информированию населения по профилактике кишечных инфекций.

5. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагину) проводить систематический анализ материалов, характеризующих качество и безопасность пищевой, в том числе молочной, продукции.

6. Правовому управлению (О.А. Кулагиной) совместно с Управлением санитарного надзора (О.И. Аксенова):

6.1. Подготовить изменения и поправки, связанные с вступлением в силу Федерального закона № 88-ФЗ от 13.06.2008 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», в федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Кодекс об административных правонарушениях и санитарно-эпидемиологические нормы и правила в срок до 01.11.2008;

6.2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» с учетом предложений Российского союза предприятий молочной отрасли.

7. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкаловой) проработать порядок согласования изменений в технических документах на молочные продукты, приводимые в соответствие с требованиями Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», и довести до сведения управлений Роспотребнадзора и центров гигиены и эпидемиологии по субъектам Российской Федерации в срок до 15.10.2008.

8. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксеновой):

8.1. Проект приказа по реализации настоящего решения коллегии представить не позднее 01.11.2008;

8.2. До 01.11.2008 рассмотреть совместно с ГУ НИИ питания РАМН вопрос об идентификации молочного напитка;

8.3. Рассмотреть совместно с Российским союзом предприятий молочной отрасли проект методических рекомендаций по организации проведения производственного контроля за соблюдением технического регламента, санитарных правил и норм и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятиях молочной промышленности, разработанные Управлением Роспотребнадзора по г. Москве, и подготовить его к утверждению до 01.11.2008.

Руководитель,
Председатель коллегии

Г.Г. Онищенко

Ответственный секретарь
коллегии

С.В. Белых