Доступ для сотрудников

Протокол «Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Приложение № 2
к протоколу заседания
коллегии Роспотребнадзора
от 18 января 2008 года
 
Коллегия
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШЕНИЕ
 

О деятельности Федерального центра
гигиены и эпидемиологии
Роспотребнадзора и мерах по
ее улучшению
 
Заслушав и обсудив доклад главного врача Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора А.И. Верещагина «О деятельности Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и мерах по ее улучшению», коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметила, что Центром проводится определенная работа в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
 
Деятельность учреждения осуществляется на основании годового плана в соответствии с планом основных организационных мероприятий и основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
При установленной предельной штатной численности 478 штатных должностей, укомплектованность  составляет 53,5 %.
 
За период с 2005 – 10 мес. 2007 года кадровый состав «ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» обновился на 61 %. За данный период было принято 40 специалистов с высшим медицинским образованием, что составило 25 % от общего числа принятых на работу.
 
 За 2006-2007 годы были пересмотрены и доработаны статистические формы федерального государственного и отраслевого статистического наблюдения. В результате претерпели значительные изменения 23 действующие формы, 5 – разработаны впервые.
По поручению Роспотребнадзора было рассмотрено 36 проектов технических регламентов.
 
С 2006 года важным направлением работы  Центра является участие  в реализации мероприятий приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения. В ежемесячном режиме осуществляется сбор и анализ 4 отчетных форм в разрезе субъектов Российской Федерации.
 
По поручению Роспотребнадзора сотрудники Центра участвовали в проверках территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по выполнению мероприятий в рамках приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения.
 
В целях создания условий для эффективного управления в рамках бюджетирования ориентированного на результат, единообразия планирования работы и системы учета выполнения мероприятий для рационального расходования бюджетных средств Центр принимал участие в подготовке нормативно-методических документов, аналитических материалов для заслушивания руководителей органов и организаций Роспотребнадзора по данному вопросу.
 
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. «Об утверждении Положения о ведении социально-гигиенического мониторинга» Центр осуществляет ведение Федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга. В настоящее время ФИФ располагает данными по десяти блокам информации, включая данные о состоянии объектов окружающей среды, здоровье населения и социально-экономическим факторам за 1996-2006 годы, в том числе данные о загрязнении атмосферного воздуха, питьевой воды – за 1996-2006 гг., о безопасности продуктов питания – за 2001-2006 гг., о санитарно-эпидемиологическом состоянии почвы населенных мест, радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей, условиях труда и профессиональной заболеваемости – за 2004-2006 г. г.
 
Ежегодно Федеральным центром гигиены и эпидемиологии готовятся государственные доклады «О санитарно- эпидемиологической обстановке в Российской Федерации».
 
Вместе с тем, недостаток специалистов является причиной основного числа недостатков, выявленных при анализе работы Федерального центра гигиены и эпидемиологии.
 
Так, отдельные подразделения Центра практически не укомплектованы: отдел научно-методического обеспечения укомплектован на 37%, отдел обеспечения санитарного надзора и надзора на транспорте укомплектован на 45 %, отдел социально-гигиенического мониторинга укомплектован на 44%, отдел обеспечения эпидемиологического надзора укомплектован на 62%.
 
 «Основные направления деятельности Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора» не в полной мере отражают обеспечение задач, определенных Роспотребнадзором в соответствии с приказом от 25 октября 2007 г. № 297 «Об утверждении основных направлениях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения», особенно в части внедрения финансово-экономических показателей деятельности Центра.
 
Отмечены недостатки в организации и проведении работ по аккредитации испытательных лабораторных центров (лабораторий), осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования и испытания. Не проводится инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных испытательных лабораторных центров (лабораторий) в объеме, предусмотренных «Системой  аккредитации испытательных лабораторий (центров)», при оплате работ за проведение аккредитации допускаются договорные цены, прейскурант цен не доведен до сведения заинтересованных юридических и физических лиц.
 
В нарушение Положения о центральном органе по аккредитации, перечня платных работ и услуг осуществляется подготовка экспертов в области санитарно-эпидемиологических экспертиз на платной основе.
 
При достаточно высокой степени кадровой и технической оснащенности лабораторных подразделений, их деятельность в основном направлена на осуществления платных работ.
 
В 2005 году микробиологическими лабораториями по бюджету выполнено всего 158 исследований из 37 890 исследований, что составляет 0,4 %, в 2006 году - 0,1 %, а за 10 мес. 2007 года – 0,08 %.
 
За период с 2005 года в учреждении проведено 1724 санитарно-эпидемиологические экспертизы. При этом силами лабораторий Центра выполнено только 16 % исследований продукции, поступающей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
 
Специалистами не уделяется должного внимания апробации новых диагностических систем и питательных сред. За период 2005 – 2007 годы прошли апробацию всего 2 экспресс-теста и 3 питательные среды.
 
Учреждение не в полном объеме владеет методиками определения содержания биологически активных веществ (БАД) в пище, недостаточно проводится апробация новых приборов, оборудования, методик с целью определения возможности использования их в учреждениях Роспотребнадзора.
 
Не проводятся исследования содержания инулина, аминокислотного состава, глицирризиновой кислоты, полисахаридов и ряда других соединений.
 
Учреждением недостаточно осуществляются мероприятия по обеспечению санитарной охраны территории, не проводится работа по реализации Международных медико-санитарных правил (2005).
 
 Эпидемиологические базы данных не позволяют в полном объеме анализировать информацию.
 
В деятельности отделения по защите прав потребителей отсутствует системный подход в определении значимых показателей по данному разделу работы, не проводится должная аналитическая работа, не делается соответствующих выводов.
 
 Анализ материалов по проведению конкурсов и торгов выявил недостаток Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товаров». Имеются случаи не соблюдения сроков вскрытия конвертов с заявками участников конкурса, отсутствия приказов и извещений о проведении открытых конкурсов. По 4 открытым конкурсам проведенным в апреле-мае 2006 года отсутствует информация об опубликовании извещений в ИАБ «Конкурсные торги», некоторые государственные контракты заключаются с нарушением установленных сроков.
 
В 2006 году от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получен доход в сумме 121 537,8 тыс. руб., за 9 мес. 2007 года – 83 976,5 тыс. руб. Соотношение бюджетных средств к внебюджетным в 2006 году составило 1:4,75. Средняя заработная плата в 2006 году составила 16 880 руб., в 2007 году – 21 319,48 руб. Рост заработной платы составил 26,3 %.
 
Установлено, что выплата заработной платы за дополнительный объем работ ряду сотрудников и руководству Центра неадекватна выполняемой работе и осуществлялась без согласования с Роспотребнадзором.
 
Нерациональная организация работы, отсутствие инициативы в части выявления актуальных проблем в деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, перевод на коммерческую основу существенной части лабораторных исследований, недостаточное использование лабораторной базы в соответствии с задачами, возложенными на Федеральный центр гигиены и эпидемиологии привело к неудовлетворительной организации работы Центра по обеспечению деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать, что объем и качество выполняемых сотрудниками Федерального центра гигиены и эпидемиологии мероприятий существенно ниже тех, которые потенциально могут выполняться и не в полной мере обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
2. Главному врачу Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора А.И. Верещагину:
 
2.1. Принять неотложные меры по совершенствованию организации работы и управлению деятельностью Федерального центра гигиены и эпидемиологии в объеме, необходимом для обеспечения мероприятий по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
2.2. Обратить особое внимание на качество подготовки аналитических, справочных материалов, доклада о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации, доклада о защите прав потребителей и представления их в установленные сроки.
 
2.3. Разработать план мероприятий по устранению недостатков, выявленных при проведении проверки деятельности и представить на утверждение в Роспотребнадзор до 01.02.2008.
 
2.4. Доработать основные направления деятельности Федерального центра гигиены и эпидемиологии в соответствие с основными направлениями деятельности Роспотребнадзора до 25.01.2008.
 
2.5. Доработать план работы Лабораторного Совета на 2008 год с учетом рационального использования лабораторной базы, расширения номенклатуры исследований, апробации и внедрения современных методов исследования и представить на утверждение в Роспотребнадзор до 01.02.2008.
 
2.6. Разработать план мероприятий по укомплектованию кадрами Федерального центра гигиены и эпидемиологии и представить в Роспотребнадзор до 01.03.2008.
 
2.7. Обеспечить контроль за аккредитацией испытательных лабораторных центров (лабораторий) в соответствии с установленным порядком (Системой аккредитации испытательных лабораторий (центров)»:
 
2.7.1. Обеспечить юридическую экспертизу документов, поступающих для аккредитации в соответствии с установленным порядком;
 
2.7.2. Организовать осуществление инспекционного контроля в сроки не реже одного раза в год;
 
2.7.3. Довести до сведения всех заинтересованных юридических и физических лиц прейскурант цен к перечню платных работ и услуг, осуществляемым ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора.
 
3. Начальникам управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить постановку стратегических задач Федеральному центру гигиены и эпидемиологии, контроль их исполнения, оперативное управление деятельностью учреждения, направленное на обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
Председатель Коллегии, Руководитель
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь коллегии
С.В. Белых