Доступ для сотрудников

Протокол «Протокол совещания руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко с руководителями территориальных органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе»

25 сентября 2007 г.
г. Санкт-Петербург
 
Председательствовал:
Г.Г. Онищенко, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, академик РАМН
 
Присутствовали
от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: руководители управлений Федеральной службы по субъектам Российской Федерации: И.А. Ракитин (г. Санкт-Петербург), С.А. Горбанев (Ленинградская область), А.И. Коваленко (Республика Карелия), Л.И. Глушкова (Республика Коми), Р.В. Бузинов (Архангельская область), В.И. Евдокимов (Белгородская область), С.И. Савельев (Липецкая область), А.В. Чернев (Мурманская область), А.Н. Петров (Новгородская область), В.А. Синода (Тверская область); заместители руководителей управлений Федеральной службы по субъектам Российской Федерации Т.И. Фигурина (Вологодская область), С.А. Сбоева (Калининградская область), Л.А. Лукичева (Мурманская область), А.В. Нестерук (Псковская область);
главный врач ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» А.И. Верещагин; главные врачи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации: Ю.Н. Коржаев (г. Санкт-Петербург), А.В. Поутонен (Республика Карелия), Б.Р. Гнатив (Республика Коми), В.П. Болтенков (Архангельская область), Б.В. Лимин (Вологодская область), В.А. Бондарев (Липецкая область), А.И. Ермаков (Мурманская область), А.П. Росоловский (Новгородская область), С.В. Никифоров (Псковская область), Т.В. Щепеткина (Ненецкий АО); заместители главных врачей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации: А.И. Решетов (Калининградская область), С.Н. Калянов (Ленинградская область), С.М. Елисеева (Тверская область);
советник Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы Г.А. Усов.
 
от Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова Росздрава:
ректор Санкт-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова, академик РАМН А.В. Шабров, первый проректор П.Г. Ромашов, проректор по научной работе В.Г. Маймулов, проректор по последипломному образованию Л.П. Зуева, декан медико-профилактического факультета В.А. Глущенко.
от Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Росздрава:
проректор Санкт-Петербургской МАПО по учебной работе А.П. Щербо.
 
О работе руководителей органов и организаций Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской
Федерации в Северо-Западном федеральном округе по профессиональной ориентации школьников,
организации целевого набора и обучения студентов и их последующему трудоустройству
(Г.Г. Онищенко, А.В. Шабров, П.Г. Ромашов, И.А. Ракитин, Б.В. Лимин,
С.И. Савельев, Ю.Н. Коржаев, В.Г. Маймулов, А.П. Щербо, С.А. Горбанев,
А.И. Коваленко, В.И. Евдокимов, А.В. Чернев, Р.В. Бузинов, В.А. Синода,
Л.И. Глушкова, Л.П. Зуева, А.И. Верещагин, А.В. Шабров)
 
Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в настоящее время осуществляется в новых правовых, экономических и организационных условиях, требующих реализации современной кадровой политики.
 
Федеральная служба, образованная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322.
 
Новая структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определенная постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2005 года № 31, потребовала проведения планомерной реорганизации системы органов и организаций, подведомственных Федеральной службе. В субъектах Российской Федерации было образовано 90 территориальных управлений Федеральной службы с штатной численностью персонала 22 445 человек и 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» с числом должностей 53 426.
 
Новые задачи и функции Федеральной службы, расширение области и перечня видов профессиональной деятельности сотрудников ее органов и организаций потребовали внесения изменений и в подготовку специалистов медико-профилактического профиля.
 
Сейчас особенно высока потребность в специалистах, получивших квалификацию врача по специальности «медико-профилактическое дело» и в то же время владеющих основами экономики здравоохранения, гражданского и административного права, вопросами защиты прав потребителей, организации и проведения социально-гигиенического мониторинга, готовых к применению в надзорной деятельности современных информационных технологий, умеющих проводить оценку риска влияния факторов окружающей среды на здоровье населения.
 
Поэтому весьма актуально ускорение разработки и утверждения нового государственного отраслевого стандарта по специальности «Медико-профилактическое дело». Действующий стандарт, утвержденный в 2000 году, не соответствует реалиям сегодняшнего дня.
 
По инициативе Федеральной службы в 2006 году была создана рабочая группа и проведена масштабная работа по созданию нового государственного отраслевого стандарта по специальности «Медико-профилактическое дело», в которой приняли участие ведущие специалисты Санкт-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова и ряда других вузов, имеющих медико-профилактические факультеты, а также сотрудники органов и организаций Федеральной службы.
 
Предложения рабочей группы приняты Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию. Работа над новым государственным стандартом продолжается.
 
Требуют переработки и отраслевые стандарты последипломной подготовки по специальностям медико-профилактического профиля, и соответствующие программы и планы обучения в интернатуре.
 
В этой связи необходимо обратить особое внимание на разработку проекта федерального закона, уже принятого во втором чтении, вносящего изменения в действующую систему подготовки кадров в системе высшего профессионального образования. Предлагается законодательно закрепить введение трех самостоятельных уровней подготовки - бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста. При этом каждый уровень подготовки должен иметь свой государственный образовательный стандарт и самостоятельную итоговую аттестацию, по итогам которой будет присваиваться соответствующая квалификация.
 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает, что внедрение обязательной двухуровневой подготовки - бакалавриата и магистратуры, не учитывающей специфику медико-профилактического образования и особенности профессиональной деятельности сотрудников органов и организаций Федеральной службы, ни в коем случае нельзя распространять на медико-профилактические факультеты медицинских вузов.
 
Проблемы подготовки кадров для Службы и, в первую очередь, специалистов медико-профилактического профиля должны постоянно находится на контроле у всех без исключения руководителей органов и учреждений Федеральной службы в регионах.
 
Обучение в интернатуре в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным этапом вузовской подготовки врача, в том числе врача медико-профилактического профиля, и не может быть заменено специализацией ни в научных, ни в практических организациях Федеральной службы. Целью обучения в интернатуре является получение практических навыков и совершенствование теоретических знаний выпускниками вузов в объеме, необходимом для самостоятельной врачебной деятельности.
 
В настоящее время план приема в интернатуру по специальностям медико-профилактического профиля за счет средств федерального бюджета ежегодно определяется приказами Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, подготовленными в соответствии с заявками медицинских вузов: в 2006 году «бюджетных мест» было 373, в 2007 году - 341.
 
Обращает на себя внимание, что наряду с мощными медико-профилактическими факультетами (МПФ) - и по числу выпускников, и по уровню квалификации и опыта профессорско-преподавательского состава (Санкт-Петербург, Москва, Пермь, Иркутск, Омск, Ростов, Казань) в государственных медицинских вузах России в последние годы появились 5 новых, небольших медико-профилактических факультетов, 3-х из которых пока врачей не выпускали (Астраханская ГМА, Воронежская ГМА и Саратовский ГМУ).
 
Недавно открытые МПФ пока не готовы полноценно готовить врачей-интернов.
 
План приема выпускников в бюджетную интернатуру, по данным Росздрава, колеблется по отдельным медико-профилактическим факультетам от 5 до 80 человек.
 
В 2007 году число медицинских вузов, имеющих «бюджетную» интернатуру, увеличилось с 18 до 20, но с учетом снижения числа бюджетных мест удельный вес выпускников МПФ, получивших такие места, снизился с 26 до 22 %.
 
Потребность в обучении в интернатуре, по данным территориальных органов и организаций Федеральной службы, более чем в 2 раза превышает план направления выпускников МПФ в «бюджетную» интернатуру.
 
Сложившаяся ситуация осложняет процесс укомплектования органов и учреждений Федеральной службы молодыми специалистами, хотя решение кадровых вопросов, безусловно, не сводится к вопросам финансирования интернатуры.
 
Востребованность выпускников МПФ по-прежнему остается высокой -ежегодная потребность составляет около 1000 врачей медико-профилактического профиля в год и не будет снижаться в связи с неизбежной ротацией.
 
При суммарном ежегодном выпуске всех МПФ более 1500 врачей расчетная потребность органов и учреждений Службы должна обеспечиваться полностью, однако необходимо учитывать, что часть выпускников медицинских вузов по тем или иным причинам меняют специальность или вообще не приходит в медицинские учреждения, во всяком случае - в государственные.
 
В этой связи назрела необходимость решения вопросов, направленных на повышение престижа профессии и обеспечения востребованности выпускников медико-профилактических факультетов.
 
В частности, особое внимание должно быть направлено на совершенствование профессиональной ориентации школьников и довузовской подготовки будущих студентов-профилактиков.
 
Хотя за последние годы улучшилась работа органов и организаций Федеральной службы по профессиональной ориентации школьников для поступления на медико-профилактические факультеты, она не всегда позволяет достичь необходимых результатов.
 
Так, созданы специальные классы в школах и лицеях Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Липецкой, Калининградской, Курской, Орловской, Самарской, Свердловской, Тульской и других областей, Республике Коми, Краснодарском крае, г. Санкт-Петербурге, г. Москве - всего в 31 субъекте Российской Федерации. В то же время не всегда учреждения Федеральной службы работают в тесном рабочем контакте с руководителями этих школ и лицеев, даже если спецклассы создавались для подготовки будущих студентов МПФ.
 
Проведенный в этом году анализ количества поданных заявлений на МПФ по сравнению с планом приема показал, что на 25 факультетов подано около 4000 заявлений и конкурс в среднем составил около 2,5 человека на место (без учета внепланового приема на платной основе). Показатель колеблется в чрезвычайно широких пределах - от 1,5 человек на место (Саратов, Нижний Новгород, Владивосток, Екатеринбург и др.) до 25 (Челябинск).
 
Одна из задач, поставленная перед руководителями органов и учреждений службы - обеспечение целевой подготовки кадров на медико-профилактических факультетах медицинских вузов.
 
Анализ информации, поступающей из регионов, показывает, что в большинстве территориальных организаций проводится определенная работа по подготовке кадров путем организации целевых наборов студентов и заключения договоров с медицинскими вузами и студентами МПФ. В настоящее время на 25 МПФ медицинских вузов по целевому набору обучается более 3500 студентов.
 
В то же время далеко не все поступившие по льготному, целевому набору возвращаются на территории, откуда они были отправлены на учебу. Не удивительно, что так многочисленны предложения о введении государственного распределения выпускников МПФ с требованием отработать 3-5 лет после окончания института. Таким путем проблему кадров решить невозможно. Необходимо находить другие пути стимулирования молодых специалистов, в том числе путем решения проблемы с жильем.
 
Наиболее инициативные руководители управлений в регионах не ставят перед руководством Службы вопросы о выделении дополнительных средств, но сами решают эти задачи. Так, в ряде медицинских вузов лучшие студенты МПФ получают именные стипендии за счет будущих работодателей.
 
Определенная работа по профессиональной ориентации школьников, целевой подготовке кадров, участию в подготовке молодых специалистов и их трудоустройству проводится органами и организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.
 
Укомплектованность территориальных органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) составляет 92,9%, по управлениям 91,6% (от 98,8% в Псковской области до 79% в Вологодской области), по центрам гигиены и эпидемиологии 94,3% (от 100% в Архангельской области до 82,0 % в Мурманской области).
 
Показатель текучести кадров составляет 5,8 % в управлениях и 10,2 % в центрах гигиены и эпидемиологии.
 
Удельный вес специалистов с высшим профессиональным образованием в целом по СЗФО составляет 45,9%, в управлениях - 69,2%, в центрах гигиены и эпидемиологии - 22,6%.
Средний возраст сотрудников управлений и центров Федеральной службы в СЗФО составляет 44,6 года.
 
Практически во всех органах и организациях Службы округа удельный вес сотрудников в возрасте до 30 лет существенно ниже, чем доля сотрудников в возрасте старше 50 лет. Относительно благополучна ситуация только в Управлении по Вологодской области, где удельный вес сотрудников в возрасте до 30 лет в 2,5 раза выше, чем сотрудников в возрасте старше 50 лет, однако в этой области один из самых низких показателей доли сотрудников с высшим профессиональным образованием.
 
Потребность в молодых специалистах медико-профилактического профиля на 2008-2010 годы составляет 362 человека.
 
Специалисты медико-профилактического профиля в Северо-Западном федеральном округе обучаются в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова и Северном государственном медицинском университете (СГМУ) в г. Архангельске. В 2007 году Санкт-Петербургскую ГМА окончили 270 человек, Северный ГМУ - 40. Из них 81 выпускник принят в очную интернатуру (70 - Санкт-Петербургская ГМА и 11 - СГМУ).
 
Такого количества выпускников интернатуры недостаточно для формирования кадрового резерва органов и учреждений Федеральной службы, учитывая, что потребность в специалистах только по СЗФО составляет около 120 человек ежегодно. Кроме того, Академия им. И.И. Мечникова готовит специалистов медико-профилактического профиля для многих субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа (в том числе для Липецкой, Белгородской, Тверской областей) и других регионов России.
 
При этом ранее в очной интернатуре Санкт-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова ежегодно обучалось 90 выпускников МПФ, а в 2007 году количество бюджетных мест в интернатуре сокращено до 70 человек.
 
Постоянно проводится работа по профессиональной ориентации школьников в республиках Карелия и Коми, Архангельской, Белгородской, Вологодской, Липецкой, Мурманской областях.
 
Организован целевой набор студентов на медико-профилактический факультет Санкт-Петербургской ГМА в Республике Карелия, Архангельской, Белгородской, Вологодской, Калининградской, Липецкой, Мурманской, Новгородской и других областях. В период 2005-2007 г.г. для обучения на МПФ Академии им. И.И. Мечникова управлениями и центрами гигиены и эпидемиологии в СЗФО по целевым договорам было направлено 266 человек.
 
В ряде территорий предпринимаются меры, направленные на закрепление выпускников МПФ на рабочих местах (Ленинградская, Мурманская области). В частности, в контакте с местными властями удается решать и вопросы обеспечения отдельных молодых врачей жильем (служебными квартирами или благоустроенными общежитиями).
 
Вместе с тем, в целом работу по профессиональной ориентации школьников, организации целевого набора и обучения студентов и их последующему трудоустройству нельзя признать удовлетворительной.
 
В органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сохраняется дефицит специалистов, и, с учетом естественного движения населения, этот дефицит без серьезных усилий организаций Службы будет только усугубляться.
 
Работа по профессиональной ориентации школьников в ряде субъектов Российской Федерации ведется недостаточно энергично, что не обеспечивает высокий конкурс при поступлении на медико-профилактические факультеты, и, следовательно, отбор наиболее подготовленных абитуриентов.
 
В ряде областей СЗФО должным образом не налажена организация практической подготовки студентов старших курсов МПФ Академии им. И.И. Мечникова (Калининградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области).
 
Недостаточно эффективно взаимодействие большинства руководителей органов и организаций Федеральной службы с ректоратом и деканатом медико-профилактического факультета Санкт-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова по улучшению учебной базы, оказанию реальной помощи в приобретении приборов и оборудования, созданию оптимальных условий обучения и быта студентов.
 
Необходима организация планомерной и скоординированной работы по практической помощи со стороны органов и организаций Службы, для которых Академия готовит специалистов медико-профилактического профиля, а также закрепление порядка оказания такой помощи юридически выверенными договорами.
 
Неудовлетворительно ведется работа по закреплению молодых специалистов, что приводит к тому, что после окончания МПФ и обучения в очной интернатуре в регион возвращается не более 50 процентов выпускников (республики Карелия и Коми, Белгородская, Новгородская, Тверская области).
 
Не полностью решены организационные и правовые вопросы подготовки специалистов медико-профилактического профиля в интернатуре.
 
Совещание, обсудив выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко, руководителей управлений Федеральной службы и главных врачей центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, руководителей Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова по вопросам подготовки кадров для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
РЕШИЛО:
 
1. Отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа работу органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по подготовке кадров медико-профилактического профиля - профессиональной ориентации школьников, организации целевого набора и обучения студентов и выпускников медико-профилактических факультетов, а также их последующему трудоустройству нельзя признать удовлетворительной.
В органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сохраняется дефицит молодых специалистов.
Положительный опыт отдельных территорий Северо-Западного и Центрального федеральных округов (Республика Карелия, Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Мурманская области) по подготовке кадров медико-профилактического профиля не находит должного распространения.
Недостаточно взаимодействие руководителей органов и организаций Федеральной службы субъектов Российской Федерации СЗФО с руководством Санкт-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова по оказанию реальной помощи, направленной на улучшение учебной базы Академии и создание оптимальных условий обучения и быта студентов.
 
2. Руководителям управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа:
2.1. В IV квартале 2007 года провести расчет потребности в специалистах медико-профилактического профиля на период до 2012 года с целью последующей организации и проведения целенаправленных мероприятий по укомплектованию территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии.
2.2. Обеспечить организацию и проведение мероприятий по профессиональной ориентации школьников, включая создание и курирование специализированных классов в школах (колледжах), работу со старшеклассниками общеобразовательных школ, систематические выступления в средствах массовой информации и др.
2.3. Совместно с Санкт-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова и Северным ГМУ обеспечить ежегодную организацию и проведение целевого набора студентов.
2.4. Принять меры по закреплению молодых специалистов, включая выделение жилья, решение вопросов профессиональной и социальной адаптации выпускников медико-профилактических факультетов.
 
3. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования, Финансово-экономическому управлению, Управлению нормативно-правового обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. И.И. Мечникова, управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации в IV квартале 2007 года подготовить предложения о совершенствовании организации первичной послевузовской подготовки студентов (интернатуры) в органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
4. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы совместно с Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. И.И. Мечникова, другими медицинскими вузами завершить подготовку предложений к новой редакции Государственного образовательного стандарта по специальности «медико-профилактическое дело» и направить их в Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию.
 
5. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» в I квартале 2008 года:
5.1. Обобщить опыт работы органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации по профессиональной ориентации школьников, организации целевого набора, обучения студентов и выпускников медико-профилактических факультетов, их последующему трудоустройству, подготовить проект методических рекомендаций по совершенствованию подготовки кадров медико-профилактического профиля и направить его на согласование в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
5.2. Подготовить проект приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об утверждении типового положения о базовом центре профессионального образования и направить его на согласование в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
 
6. Руководству Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова:
6.1. Принять дополнительные меры по воспитанию и популяризации профессии специалистов медико-профилактического профиля, обеспечить высококачественное, на современном уровне, преподавание и обучение студентов, широко использовать на гигиенических кафедрах современные технологии обучения.
6.2. Разработать программу подготовки профессорско-преподавательского состава гигиенических кафедр, адаптированную к целям и задачам деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6.3. Считать целесообразным направлять студентов старших курсов медико-профилактического факультета Академии на практику в субъекты Российской Федерации, откуда студенты направлялись на учебу по целевому набору.
6.4. Подготовить предложения по ремонту и материально-техническому перевооружению гигиенических кафедр Академии с технико-экономическим обоснованием необходимых затрат.
 

7. Руководителю Управления Федеральной службы по г. Санкт-Петербургу совместно с руководителями управлений и главными врачами центров гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по субъектам Российской Федерации Северо-Западного федерального округа и другим субъектам Российской Федерации, осуществляющим целевое обучение врачей медико-профилактического профиля в Санкт-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова подготовить, согласовать с Академией и в IV квартале 2007 года представить на рассмотрение руководства Федеральной службы конкретную программу оказания необходимой материально-технической помощи гигиеническим кафедрам Санкт-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова, рассчитанную на 2008 - 2010 годы.

$SIGN