Доступ для сотрудников

Протокол «Решение постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Об организационно-правовых
аспектах обеспечения защиты
прав потребителей в сфере
потребительского кредитования
 
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова «Об организационно-правовых аспектах обеспечения защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования», выступления руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Б.И. Никонова, руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю С.В. Куркатова, а также представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации (О.Г. Шамшина), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (А.В. Егоров) и Центрального Банка Российской Федерации (В.В. Чистюхин, А.Г. Гузнов) постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметило, что актуальность указанного вопроса требует со стороны Роспотребнадзора и его территориальных органов принятия более действенных мер предупредительного, профилактического и ограничительного характера, направленных как на предупреждение, так и на прекращение нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений.
 
 
В этой связи в целях совершенствования деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей в области потребительского кредитования в досудебном и судебном порядке, а также дальнейшей оптимизации правоприменительной практики по делам о соответствующих административных правонарушениях постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 
                                                           
РЕШИЛО:
 
1. Принять к сведению информацию начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова о правовых аспектах законодательного регулирования отношений в сфере потребительского кредитования граждан и о проводимой в этой связи Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами работе по обеспечению защиты прав потребителей.
 
 
2. Активизировать работу Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в целях обеспечения более действенного контроля за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей применительно к сфере потребительского кредитования, для чего:
 
 
2.1 в превентивном порядке информировать потребителей, в том числе через средства массовой информации, о правовых аспектах законодательного регулирования отношений в сфере потребительского кредитования и практики, связанной с выявлением и пресечением соответствующих правонарушений (в пределах компетенции Роспотребнадзора);
 
 
2.2 при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей в каждом случае рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с проведением административного расследования;
 
 
2.3 оказывать потребителям необходимую помощь в защите их прав в рамках гражданского судопроизводства, а при наличии достаточных оснований предъявлять в кредитным организациям иски о признании их действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
 
 
2.4 поручить Управлению защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
 
 
2.4.1 в недельный срок подготовить информационно-методическое письмо, направленное на оптимизацию практики работы с соответствующими жалобами и обращениями граждан и проведение должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора административного расследования по фактам нарушения прав потребителей в области потребительского кредитования;
 
 
2.4.2 в срок до 1 октября 2007 года на основе соответствующего обобщения деятельности территориальных органов Роспотребнадзора подготовить анализ судебной практики по защите прав потребителей в сфере потребительского кредитования.
 
 
3. В целях повышения исполнительской дисциплины обратить внимание Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации на необходимость своевременного предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей информации о применяемых мерах по защите прав потребителей в области потребительского кредитования, в том числе материалов судебной практики, вне зависимости от результата рассмотрения дела в суде, в соответствии с решениями итогового совещания по защите прав потребителей (п.п. 2.3, 2.4 протокола от 21.03.2007).
 
 
4. Направить в Верховный Суд Российской Федерации письменное обращение с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 10, от 17 января 1997 г. № 2, от 21 ноября 2000г. № 32, от 10 октября 2001 г. № 11, от 6 февраля 2007 г. № 6, от 11 мая 2007 г. № 24) в части конкретизации положений, связанных с практикой применения соответствующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» к отношениям в кредитно-финансовой сфере с участием граждан-потребителей.
 
 
5. Направить в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации письменное обращение с предложением рассмотреть вопрос об обобщении судебной практики, связанной с обжалованием постановлений территориальных органов Роспотребнадзора с учетом противоречий, существующих между АПК РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях единообразного применения соответствующих норм процессуального и материального права, в том числе в части определения территориальной подведомственности рассмотрения жалоб юридических лиц на  постановления административных органов о привлечении их к административной ответственности за нарушения, связанные с деятельностью филиалов и представительств, т. е. в случаях фактического осуществления юридическим лицом соответствующей деятельности вне места своего нахождения.
 
 
6. Направить в Центральный Банк Российской Федерации в целях защиты прав клиентов-потребителей и недопущения злоупотреблений со стороны банков их доверием и принципом свободы договора письмо о необходимости проведения анализа деятельности кредитных организаций, создающих своими действиями реальную угрозу интересам заемщиков, применения к ним в порядке надзора соответствующих мер Банка России, а также дачи в пределах компетенции разъяснения в части необходимости соблюдения банками соответствующих требований гражданского законодательства в сфере потребительского кредитования.
 
 
Руководитель, Председатель постоянно
действующего совещания Роспотребнадзора                                   Г.Г. Онищенко
 
 
Ответственный секретарь постоянно
действующего совещания                                                                   С.В. Белых