Доступ для сотрудников

Письмо от 24.03.2009 № 01/3667-9-32 «Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в период паводка»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что по предварительному прогнозу Росгидромета и МЧС России об угрозе возникновения  чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком, в 2009 году подъем уровня водоемов ожидается выше  уровня 2008 года.

В ряде регионов, в частности, на реках Ангара, Иртыш и Лена и других  количество осадков в декабре и январе превысило норму в 1,5-2 раза, а в Якутии, Камчатском крае, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях - в 2,5-5 раз.

Толщина льда на реках в Якутии, Камчатском крае и Амурской области выше уровня 2008 года. Наибольшее количество затороопасных участков расположено на реках Якутии, Хабаровского и Красноярского краев, Иркутской и Архангельской областей, а также в Республике Коми.

По имеющимся данным, в зону возможного подтопления могут попасть 260 участков железной дороги общей протяженностью 317 километров,    большинство аварийных участков которых находятся на юге России: в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Ростовской области.

Органы Роспотребнадзора участвуют в разработке планов противоэпидемических мероприятий на паводковый  и  послепаводковый периоды, в составлении списков населенных мест, где возможно подтопление или затопление жилья.

В случае наступления чрезвычайной ситуации специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека участвуют в организации работ по надзору за питанием, питьевой водой, обеспечением в достаточном количестве дезсредств для обработки колодцев, выгребных ям  на подтопленных территориях.  Вопросы подготовки к паводку рассматриваются на паводковых комиссиях и разрабатываются мероприятия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

Совместно с органами местного самоуправления проводятся мероприятия по контролю за готовностью работы водоочистных и канализационных сооружений в условиях паводка. На отдельных территориях проводятся мероприятия по контролю на объектах, расположенных в подтопляемой зоне, а также за соблюдением санитарного законодательства при складировании отходов производства и потребления, изданы распорядительные документы по санитарной очистке селитебной территории.

Вместе с тем, основными источниками загрязнения открытых водоемов в местах водопользования населения продолжают оставаться промышленные предприятия, жилищно-коммунальные объекты, животноводческие комплексы, суда внутреннего и смешанного плавания, склады минеральных удобрений и агрохимикатов, мойка автотранспорта. При этом, в целом по Российской Федерации, положение с очисткой и обеззараживанием на водопроводах остается неудовлетворительным из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений на водопроводах.

На основании анализа результатов контрольных мероприятий, проведенных на территориях во время паводка в 2008 году, выявлены следующие основные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм:

  • в ряде регионов продолжает осуществляться сброс в открытые водоемы необеззараженных или частично обеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод;
  • нарушается технология водоподготовки и осуществляется сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;
  • не соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормы при складировании отходов производства и потребления;
  • имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления в зонах санитарной охраны водоемов.

С целью предотвращения неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствий паводка 2009г. и снижения угрозы здоровью населения, руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации предлагаю:

  • усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за системами питьевого водоснабжения;
  • организовать проверки санитарного состояния водопроводных и канализационных сооружений и сетей, обращая особое внимание на соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки, режима обеззараживания воды перед поступлением в сети;
  • наличие запасов реагентов и обеззараживающих средств.

Потребовать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей ЖКХ, водоканалов:

  • активизировать работу по обеспечению готовности к паводку эпидемиологически значимых объектов водоснабжения, канализации (в т.ч. ливневой, очистке дренажных отводящих траншей), полигонов бытовых отходов, скотомогильников, выгребных ям, надворных и общественных туалетов;
  • активизировать работу административных комиссий по решению вопросов очистки и благоустройства территорий;
  • взять под жесткий контроль обеспечение водопроводов достаточным количеством реагентов и обеззараживающими средствами с учетом расхода реагентов в сутки;
  • поддерживать готовность объектов по обеспечению жизнедеятельности населения на затопленных и подтопленных территориях (в первую очередь- водоснабжение, питание, медицинская помощь);
  • осуществлять контроль за соблюдением технологического режима обработки  и обеззараживания  питьевой воды;
  • неукоснительно соблюдать технологию водоподготовки и водоочистки на очистных сооружениях;
  • осуществлять производственный контроль в процессе водоподготовки и в разводящей сети с учетом паводковой ситуации;
  • обратить особое внимание на обеспечение сельского населения водой гарантированного качества, обеспечение обеззараживания воды децентрализованных систем водоснабжения, (каптажей, общественных колодцев), благоустройство территорий;
  • обратить внимание на состояние иловых площадок, навозохранилищ, полигонов складирования бытовых и промышленных отходов, скотомогильников, нефтебаз и складов ГСМ, несанкционированных свалок (в том числе промышленных отходов), складов ядохимикатов и пестицидов, особенно расположенных в водоохранных зонах;
  • обеспечить планирование запаса медицинских и лекарственных средств, в том числе препаратов, необходимых для экстренной профилактики населения по эпидемическим показаниям на случай возникновения возможных чрезвычайных ситуаций  в период прохождения весеннего паводка.

При выявлении в ходе проверок нарушений  санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения в полной мере использовать полномочия,  предоставленные Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г.  N52-ФЗ, а также шире использовать меры административного принуждения к виновным в его нарушениях, вплоть до прекращения эксплуатации объектов.

О всех случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (паводковых, аварийных) срочно и без напоминания сообщать в Роспотребнадзор  (E-mail:  arsen@gsen.ru, факс (499) 973-27-34).

Руководитель

Г.Г. Онищенко