Доступ для сотрудников

Письмо от 06.05.2008 № 01/4723-8-32 «О состоянии контроля за радиационной безопасностью населения от природных источников ионизирующего излучения»

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека начиная с 2001г. на базе ФГУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» Роспотребнадзора ведётся заполнение фе-дерального банка данных по индивидуальным дозам облучения граждан, создаваемым естественным и техногенно измененным радиационным фоном. Заполнение банка данных осуществляется на основе ежегодно предоставляе-мой информация Управлениями Росптребнадзора  по форме Федерального государственного статистического наблюдения № 4-ДОЗ "Сведения о дозах облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиа-ционного фона". За период существования банка данных накоплен обшир-ный материал по контролю за природными источникам излучения на терри-тории Российской Федерации.

Природные источники ионизирующего излучения вносят основной вклад в дозу облучения населения. С учетом данных, полученных за послед-ние годы в рамках функционирования Федерального банка по дозам облуче-ния населения России за счет естественного и техногенно измененного ра-диационного фона по субъектам Российской Федерации его доля в структуре радиационного воздействия на население составляет 79,2%, а средние годо-вые эффективные дозы облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения находятся в пределах от 2,12 мЗв/год до 10,19 (Республика Алтай). Структура доз и средние уровни облучения населения России за счет природных источников излучения приведены в таблице:


Компоненты доз природного облучения населения, мЗв/год
К-40
Космичес­кая
компонента
Внешнее терригенное
облучение
Изотопы радона в воздухе
Питьевая
вода
Продукты питания
Атмос­ферный
воздух
Суммарная доза
0,17
0,40
0,62
2,12
0,019
0,126
0,006
3,46

Суммарная годовая эффективная доза облучения жителей России при-родными источниками ионизирующего излучения формируется из следую-щих компонентов:

- 61,26 % - доза внутреннего облучения за счет ингаляционного поступ-ления в организм людей радона (222Rn), торона (220Rn) и их короткожи-вущих дочерних продуктов распада в воздухе помещений;

- 17,91 % - доза внешнего облучения, определяемая гамма-излучением природных радионуклидов в жилых и общественных зданиях и на от-крытой местности на территории населенных пунктов (без учета кос-мического излучения);

- 11,56 % - доза ионизирующей компоненты космического излучения;

- 4,91 % - доза внутреннего облучения за счет поступления в организм природных радионуклидов, содержащихся в продуктах питания;

- 0,55 % - доза внутреннего облучения за счет поступления в организм природных радионуклидов, содержащихся в питьевой воде;

- 4,91 % - доза внутреннего облучения за счет 40К в организме;

- 0,17% - доза внутреннего облучения за счет ингаляции долгоживущих природных радионуклидов с атмосферным воздухом.

В разные годы были выявлены субъекты Федерации, в которых сред-ние дозы природного облучения населения превышают значение 5 и 10 мЗв/год. Обобщенные сведения по этим территориям приведены в таблице:

Год
Среднее по субъекту Федерации значение суммарной годовой дозы
> 5 мЗв/год
> 10 мЗв/год
2001
Республики Марий Эл и Северная Осетия (Алания), Алтайский, Красноярский, Ставропольский и Хабаровский края, Иркутская, Новосибирская, Псковская, Ростовская, Смоленская и Тульская области, Еврейская АО
Республика Алтай
2002
Республика Калмыкия и Марий Эл, Алтайский, Ставропольский и Хабаровский края, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Липецкая, Оренбургская и Ростовская области
Еврейская АО
2003
Республика Бурятия, Ставропольский край, Иркутская, Липецкая, Новгородская и Ростовская области
Еврейская АО
2004
Ставропольский край, Ивановская, Иркутская, Курганская, Калининградская и Липецкая области, Еврейская АО
-
2005
Ставропольский край, Кемеровская, Ростовская и Читинская области
Республика Алтай
2006
Республика Бурятия, Еврейская АО, Читинская, Иркутская и Ростовская области
-

Во всех перечисленных субъектах РФ высокое значение суммарной го-довой дозы облучения жителей обусловлено высокими уровнями содержания изотопов радона и их короткоживущих дочерних продуктов в воздухе поме-щений.

Дозы облучения отдельных групп населения в несколько раз превыша-ют средние дозы облучения населения по России. Так, дозы природного об-лучения отдельных жителей Еврейской АО и Республики Алтай почти в три раза выше средних доз облучения населения страны, а г. Балей Читинской области – почти в 10 раз. Как видно из представленных данных, уровни при-родного облучения жителей целого ряда субъектов Российской Федерации требуют самого пристального внимания и принятия безотлагательных мер по их снижению.

В ряде субъектов Российской Федерации территории классифицируют-ся как потенциально радоноопасные (Республики Тыва, Кабардино-Балкарская), однако контроль доз природного облучения населения осущест-вляется не в полной мере. А в Республике Алтай, несмотря на повышенное среднее значение суммарной годовой дозы по данным 2001г. (более 10 мЗв/год), отсутствуют данные измерений по отчётной форме 4-ДОЗ в после-дующие 4 года (2002-2004 и 2006гг.).

Следует обратить особое внимание на показатели радиационной безо-пасности питьевой воды и повысить качество надзора и контроля за её пока-зателями. Превышение критериев первичной оценки качества питьевой воды по суммарным радиологическим показателям установлены в 45 субъектах РФ, а в 26 – имеются  превышения уровней вмешательства по отдельным природным радионуклидам. Высокие уровни 222Rn в отдельных источниках питьевой воды зарегистрированы в Республике Карелия (1620 Бк/кг), Сверд-ловской (1300 Бк/кг), Челябинской (10600 Бк/кг) и Новосибирской (740 Бк/кг) областях; по 226Ra – в Тверской (0,5-1,9 Бк/кг), Ленинградской (6,2 Бк/кг) и Оренбургской (12 Бк/кг) областях.

В целях обеспечения радиационной безопасности населения руководи-телям территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации необходимо принять меры по организации контроля и учета доз облучения населения от природных источников, своевременно представлять отчетные формы № 4-ДОЗ. Необходимо провести анализ состояния обеспе-чения радиационной безопасности населения от воздействия природных ис-точников и при дозах облучения населения более 5 мЗв в год и войти в тер-риториальные органы исполнительной власти с обоснованием необходимо-сти разработки региональных целевых программ по снижению облучения на-селения за счет природных источников излучения. Отдельные мероприятия (например, обеспечение качества питьевой воды по показателям радиацион-ной безопасности и др.) могут быть включены в другие действующие про-граммы в субъектах РФ.

В рамках надзора за обеспечением радиационной безопасности населе-ния должны проводиться измерения показателей радиационной безопасности эксплуатируемых жилых и общественных зданий, питьевой воды, пищевых продуктов. Для обеспечения корректности оценки доз облучения населения обследования должны проводиться в соответствии с соответствующими ме-тодическими указаниями.

Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ следует обратить внимание на наличие оборудования для проведения ис-следований на содержание природных радионуклидов в объектах окружаю-щей среды, питьевой воде и пищевых продуктах. В планах развития матери-ально-технического обеспечения учреждений необходимо предусматривать закупку недостающего оборудования. В необходимых случаях для выполне-ния измерений для оценки доз облучения населения природными источника-ми излучения следует обращаться к соответствующим межрегиональным ра-диологическим центрам (МРЦ). 

$SIGN