Доступ для сотрудников

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю защищает права потребителей. Итоги 1 полугодия 2021 года

В рамках реализации федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 1 полугодии 2021 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено 130 проверок соблюдения обязательных требований потребительского законодательства на региональном рынке товаров и услуг, в ходе которых выявлено 1264 нарушений законодательства о защите прав потребителей. В среднем на одну проверку пришлось 9,72 выявленных нарушения. По результатам выявленных нарушений было возбуждено 584 дела об административных правонарушениях, вынесено 330 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 3 413 500 рублей.

С целью контроля оборота продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, в 1 полугодии 2021 года проведено 35 мероприятий по контролю за маркировкой табачных изделий, из них 12 контрольных закупок, установлены факты реализации 217 пачек табачной продукции без маркировки средствами идентификации, 40 пачек с нарушением требований к маркировке средствами идентификации и внесения сведений о маркировке в ГИС МТ.  Всего возбуждено 32 дела об административных правонарушениях по ч. 4 ст.15.12 КоАП РФ, вынесено 28 судебных решений о назначении наказаний в виде административных штрафов на общую сумму 444 000 рублей с конфискацией табачной продукции.

За I полугодие 2021 года с целью контроля маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции, выработанных из пастеризованного, ультрапастеризованного, стерилизованного, ультравысокотемпературно-обработанного молока, и (или) пастеризованных, ультрапастеризованных, стерилизованных, ультравысокотемпературно-обработанных молочных продуктов, изготовленных промышленным способом и упакованных в потребительскую тару, проведено 169 проверок, досмотрено 8429 ед.  молочной продукции, из них 17 ед. продукции импортного производства, нарушений в части маркировки молочной продукции средствами идентификации не обнаружено.

В отношении непродовольственных групп товаров, подлежащих обязательной маркировке, было проведено  25 мероприятий: в отношении продукции легкой промышленности – 17 (в том числе обувных товаров – 13), парфюмерно-косметических изделий – 2, фото товаров – 2, меховых изделий – 3, шин – 1. По результатам проверок составлено 24 административных протокола, наложено 18 штрафов на сумму 350 000 руб., наложен арест на 36 969 единиц товаров на общую сумму 6 201 628 руб. Для возбуждения уголовного дела в органы МВД направлено 1 дело.

Одним из приоритетных направлений деятельности в текущем году оставалась судебная защита прав потребителей. За 6 месяцев 2021 года Управлением принято участие в 145 судебных разбирательствах о нарушении прав потребителей. В том числе, дано 91 заключение в целях защиты  прав потребителей, при этом удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей по результатам участия Управления в целях дачи заключения, составил 100%. В защиту потребителей в отчетном периоде Управлением заявлено 54 иска, в том числе 12 исков заявлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, 42 - в защиту конкретных граждан-потребителей. Удельный вес удовлетворенных судебными органами исков в защиту прав потребителей (от числа рассмотренных, по которым судами уже вынесены решения) составил 100% .

Всего в результате успешной реализации всех форм судебной защиты прав потребителей за 1 полугодие  2021 года  Управлению удалось возместить потребителям 15 147 700 рублей.

В 1 полугодии 2021 года Управлением рассмотрено 4778 обращений по вопросам защиты прав потребителей, 1820 в устном порядке, 2569 – в письменном.  Следует отметить значительное сокращение именно тех групп жалоб, активный рост которых в прошлом году был обусловлен введением ограничительных мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Так, почти в 3 раза сократилось количество жалоб на нарушения прав потребителей в сфере интернет-торговли, беспрецедентный рост которых в 2020 году объяснялся повышенной потребительской интернет-активностью в условиях самоизоляции.

В 5,8 раза сократилось количество жалоб в сфере туристских услуг (с 344 в 1 полугодии 2020 года до 59 в 1 полугодии 2021 года), в 3,8 раза – в сфере гостиничных услуг (с 49 до 13), в 3 раза – в сфере услуг транспорта (409 до 143) – в прошлом году эти сферы лидировали в связи с ростом жалоб по вопросам возврата денежных средств за туры и перевозки, несостоявшиеся в связи с пандемией коронавируса. Одновременно сократилось количество жалоб на сектор торговли непродовольственными товарам – на 33% (с 3147 до 2103), сектор услуг ЖКХ – на 27% (с 347 до 253), финансовый сектор – на 17,3% (с 381 до 315).

Напротив, наметился ощутимый рост жалоб на нарушения в сферах риэлтерских услуг – в 2 раза (с 28 до 57), платных медицинских услуг – на 27% (с 51 до 65), торговли продовольственными товарами  - на 27% (с 546 до 693), платных образовательных услуг – на 22% (с 27 до 33), бытовых услуг – на 5% (с 556 до 585).

Большинство обращений содержали обстоятельства конкретного имущественного спора, в 90% случаев авторам довались соответствующие разъяснения. По 277 письменным обращениям проведены предварительные проверки, 217 послужили поводом вынесения предостережений о недо-пустимости нарушений обязательных требований законодательства. По 129 обращениям приняты меры в виде внеплановых проверок и контрольных закупок. По выявленным нарушениям возбуждено 273 дела об  административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц, заявлено 27 исков в судебные органы.

Напоминаем, что в целях защиты прав и законных интересов потребителей Роспотребнадзором сформирован и активно наполняется государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На сайте размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое.