Доступ для сотрудников

Информация о защите прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг в Красноярском крае за 2017 год

Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее - Управление) в 2017 году рассмотрено 1085 обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, 516 из которых письменные.

Наибольшее количество обращений от потребителей содержали жалобы на действия кредитных организаций, связанные с заключением, исполнением кредитных договоров. Подавляющую долю таких обращений составляют жалобы на навязывание потребителям услуги по подключению банком заемщиков к программам страхования жизни, здоровья, потери трудоспособности.

Кроме того, в истекшем периоде в адрес Управления также поступали  жалобы на действия кредитных организаций и коллекторских агентств выразившиеся, по мнению граждан, в применении незаконных действий при истребовании кредитной задолженности. Указанные обращения для рассмотрения по существу были направлены в правоохранительные органы.

В 2017 году Управлением в отношении финансовых организаций было проведено 26 проверок, 36 административных расследований, поводом к проведению которых послужили обращения потребителей финансовых услуг. По результатам контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 93 дела об административных правонарушениях, вынесено 66 постановлений о привлечении к административной ответственности, 59 из которых по факту включения в заключенные договоры условий, ущемляющих права потребителей (ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основными нарушениями в части включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, являются:

- навязывание дополнительных возмездных обязательств: платы за оформление карты, платы за снятие наличных денежных средств с текущего в кассах банка;

- нарушение права потребителя на досрочное расторжения договора оказания услуг по присоединение к Программе страхования жизни, здоровья  и потери трудоспособности заемщиков;

- ограничения права потребителя на досрочное расторжения кредитного договора;

- списание банком денежных средств со счета потребителя без его  распоряжения;

- одностороннее изменение (расторжение) банком договора по основаниям не предусмотренным действующим законодательством; 

- установление банком территориальной подсудности при рассмотрении споров;

- отсутствие возможности у потребителя согласовать индивидуальное условие об уступке кредитором третьим лицам прав (требований) по договорам.

В целях защиты прав потребителей в 2017 году специалистами Управления в судебных заседаниях дано 87 заключений. В результате, в пользу потребителей было присуждено 9 545,5 тысяч рублей.

27 постановлений Управления о привлечении к административной ответственности за нарушения прав потребителей были обжалованы финансовыми организациями в арбитражных судах. Ни одно из них   решениями арбитражных судов не было отменено. 

Работа Управления по обеспечению прав потребителей на рынке финансовых услуг, с  учетом сложившейся практики непрозрачности порядка предоставления и обслуживания кредитов, продолжается.