Доступ для сотрудников

На защите прав потребителей: итоги 2016 года

В рамках реализации федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2016 году Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено 1928 проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, работы и услуги населению края. В ряде секторов потребительского рынка, отнесенных органами Роспотребнадзора к числу приоритетных, количество проверок Управления значительно возросло по сравнению с 2015 годом:  на 87 % - в сфере платных медицинских услуг, на 70 % - в финансовой сфере, на 12,3 % - в сфере бытовых услуг.


В ходе проверок выявлено 6861 нарушение законодательства о защите прав потребителей, возбуждено 2614 дел об административных правонарушениях, вынесено 2157 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на сумму 13 947 800  рублей.


В 2016 году Управлением получено более 12 000 обращений по вопросам защиты прав потребителей, из них 6922 в устном порядке и 4699 – в письменном. Поскольку большинство письменных обращений граждан, как правило, было связано с изложением обстоятельств конкретного имущественного спора, разрешаемого исключительно в судебном порядке, в 86,18 % случаев авторам обращений давались необходимые разъяснения и рекомендации. В тоже время 33,5 % письменных обращений послужили поводом к проведению проверок, административных расследований и направлению заявлений в суд.

В рамках судебной защиты Управлением в 2016 году дано 279 заключений в целях защиты  прав потребителей, все решения по которым были вынесены судебными органами в пользу потребителей. В результате участия Управления для дачи заключений в целях защиты прав потребителей последним возмещено 18 666 400 рублей, из них  681 400 рублей - в целях компенсации морального вреда.

В статусе процессуального истца Управлением подано 97 исков в защиту прав конкретных граждан и законных интересов неопределенного круга потребителей. Требования Управления удовлетворены по результатам рассмотрения всех 97. Потребителям возмещено 2 205 400 рублей, в том числе в качестве компенсации морального вреда – 139 500 рублей.

К числу приоритетных направлений деятельности Управления в 2016 г. относился надзор за исполнением требований постановления Правительства РФ № 787 от 11.08.2016 о маркировке меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками в части предметного контроля с 12.08.2016 за оборотом на территории Красноярского края товаров по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха».

В этой связи следует отметить активные усилия Управления по реализации в первую очередь превентивных мер, в том числе разъяснительно-просветительской деятельности, целевой аудиторией которой являлись главным образом субъекты ответственности – изготовители (импортеры) и продавцы меховых изделий, подлежащих маркировке.

Во 2 полугодии 2016 г. Управлением проведено 20 проверок в отношении продавцов меховых изделий, возбуждено 15 административных дел по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ, арестовано предметов правонарушения – меховых изделий в количестве 22 единиц на общую сумму 1 542 000 рублей. По результатам рассмотрения судом 10 возбужденных административных дел виновные лица привлечены к административной ответственности на общую сумму 50 000 рублей с конфискацией 18 меховых изделий на сумму 1352 000 рублей.

С 2016 года функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав.

На сайте размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое.

Управлением уделяется большое  значение обеспечению работы данного информационного ресурса, поскольку непрерывное потребительское образование, информирование и консультирование населения способствуют формированию в обществе слоя цивилизованных, культурных потребителей, способных предъявлять рынку в целом и предпринимателям в частности обоснованные потребительские требования, добиваясь добросовестного ведения бизнеса и качественного обслуживания потребителей.