Доступ для сотрудников

Актуальная информация для авиапассажиров

В преддверии новогодних праздников и каникул традиционно отмечается значительный рост пассажироперевозок, в том числе авиационным транспортом. С целью информирования граждан об особенностях заключения и прекращения договора воздушной перевозки пассажира с учетом изменений, внесенных с 21 июня 2014 г. в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека размещен на сайте информационный материал «Вниманию авиапассажиров: актуальная информация об особенностях договора воздушной перевозки».

В публикации основной акцент сделан на впервые узаконенную возможность продажи «невозвратных» авиабилетов, т.е. заключения договора воздушной перевозки пассажира на условии невозврата пассажиру провозной платы при расторжении такого договора как по инициативе перевозчика (статья 107 ВК РФ), так и по инициативе пассажира (статья 108 ВК РФ).

В целях своевременного информирования пассажиров о возможности и условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы в статью 103 ВК РФ введен пункт 1.1, обязывающий перевозчика или уполномоченное им лицо (агента) довести до сведения пассажира указанную информацию до заключения договора, а именно, при бронировании пассажирского места и при оплате и/или оформлении перевозки, как это следует из пунктов 15 и 37 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее – Федеральные авиационные правила).

Нарушение указанного требования влечет за собой наступление ответственности перевозчика или уполномоченного им лица (агента), которая, в частности, установлена статьей 12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», позволяющей потребителю (авиапассажиру) в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной по договору суммы и возмещения других убытков.

Также безусловным основанием для возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы (даже в случае приобретения «невозвратного» билета) являются перечисленные в пункте 2 статьи 108 ВК РФ случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки, к каковым относятся:

болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами;

смерть члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомление об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс,

задержка отправления воздушного судна,

иные предусмотренные федеральными авиационными правилами действия (бездействие) перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

Наиболее полно перечень оснований вынужденного отказа пассажира от перевозки приведен в пункте 227 Федеральных авиационных правил, который, наряду с перечисленным, также включает:

отмену рейса, указанного в билете;

изменение перевозчиком маршрута перевозки;

выполнение рейса не по расписанию;

несостоявшуюся отправку пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

несостоявшуюся перевозку пассажира на воздушном судне, вызванную задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Во всех вышеперечисленных случаях пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо сумма за невыполненную часть перевозки. Возврату также подлежат уплаченные пассажиром сборы за оформление билета, за оформление ордера разных сборов, топливный сбор и др.

Порядок расчета суммы, подлежащей возврату пассажиру в связи с вынужденным отказом от перевозки, установлен разделом XVI Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. № 155.

Дополнительно сообщаем, что на сайте Управления можно ознакомиться с подробной информацией о последствиях задержки, отмены рейса, иных находящихся в зоне ответственности перевозчика обстоятельствах, влекущих за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, которым посвящены информационные материалы «О правах потребителей, пострадавших от действий ОАО «Авиационная компания «Континент» в результате отмены рейсов» и «Что делать авиапассажиру ОАО «Авиационная компания «Континент», рейс которого был отменен».