Доступ для сотрудников

Компьютер и здоровье детей

Результаты профилактических медицинских осмотров детей и подростков-школьников Красноярского края свидетельствуют об увеличении нарушения осанки, сколиоза и понижение остроты зрения, которые выявляются в период поступления детей в детское дошкольное учреждение, в школу, и значительно изменяются в худшую сторону за период обучения в школе.

Нарушение осанки на протяжении 2011-2015 гг. чаще регистрируется у детей при переходе к предметному обучению (4-5 классы) – 26,1…46,0 случаев на 1000 осмотренных; сколиоз – перед окончанием школы (16-17 лет) – 9,5…23,0 случаев на 1000 осмотренных детей соответствующего возраста. Показатель выявляемости сколиоза у детей и подростков всех рассматриваемых групп в 2015 году, в сравнении с 2014 годом, снизился, за исключением детей перед поступлением в детское дошкольное учреждение – показатель увеличился с 0,6 до 1,7 на 1000 осмотренных детей.

За период 2011-2015 гг. понижение остроты зрения регистрируется у детей при поступлении в детское дошкольное учреждение – в 7,6…13,2 случаях на 1000 осмотренных детей, а перед окончанием школы (дети в возрасте 16-17 лет) данный показатель достигает 34,5…67,3 случаев на 1000 осмотренных детей. В 2015 году, по отношению к 2014 году, отмечается снижение показателя выявляемости нарушений (понижения) остроты зрения у детей по всем возрастным группам.

Одним из факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье наших детей, является чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами.

Компьютер – это источник электрического, магнитного излучения и статического напряжения, поэтому гигиенические нормативы предусматривают нагрузки, безопасные для здоровья детей. Рекомендуемые гигиенические нормативы по общей продолжительности занятий изложены в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

С целью профилактики негативного влияния на орган зрения рекомендуются комплексы упражнений для глаз. Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Предлагаем для ознакомления следующие варианты.

Вариант 1.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Вариант 2.

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.

Вариант 3.

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

Следует отметить, что вред состоянию здоровья ребенка может нанести и неправильно организованное рабочее место, в т.ч. отсутствие специального стула для поддержания физиологически рациональной позы для снижения статического напряжения мышц шеи и спины, отсутствие специального стола для размещения монитора и клавиатуры под определенным углом с целью профилактики заболеваний глаз и суставов кистей рук, неправильное размещение экрана компьютера относительно окна – источника естественного освещения или потолочных светильников.

Естественный свет должен попадать преимущественно слева, искусственное и естественное освещение не должны создавать бликов на поверхности экрана.

Помните, что самая тяжелая нагрузка на позвоночник человека в положении – сидя.