Доступ для сотрудников

Потребителям об ответственном выборе дорогостоящих косметических средств

За период 2015-2016 гг. в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю поступило более 100 обращений, из них 35 письменных, на нарушения прав потребителей хозяйствующими субъектами (ООО «Норд Аква», ООО «Макси +», ООО «Экселент», ООО «Сальвадор Дали»), осуществляющими деятельность в центре эстетической косметологии «Эстетик Плаза» (г. Красноярск, ул. Ленина, 5 «А»). По обращениям проведено 22 проверки, в ходе которых за выявленные нарушения наложено штрафов на общую сумму 220 тыс. рублей.

В основном, жалобы идентичны и содержат информацию о том, что  потребители в телефонном режиме приглашаются на бесплатную косметологическую процедуру, при проведении которой подвергаются сильному психологическому воздействию, в результате чего приобретают наборы дорогостоящих косметических средств, зачастую за счет заемных средств (кредита). В своем большинстве заявители указывают, что под воздействием применяемого продавцом метода прямых продаж были лишены возможности взвешенно принять решение о необходимости совершения покупки и наличии реальной возможности для ее оплаты, поскольку цена товаров является значительной – варьируется от 50 до 60 тысяч рублей за один набор.

В результате последующей оценки содеянного, потребители обращаются к продавцу с просьбой вернуть ненужный им товар и прервать кредитные правоотношения с банком. Вместе с тем, получают отказ от удовлетворения заявленных требований по мотиву «косметические товары возврату и обмену не подлежат».

Действительно, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 19 января 1998 № 55 утвердило «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», который в пункте 3 включает в себя парфюмерно-косметические товары. При таких обстоятельствах вернуть качественную косметику продавцу возможно исключительно с его добровольного согласия.

Кроме того, в ряде обращений потребители указывают, что при покупке товара до их сведения не была доведена необходимая и достоверная информация о потребительских свойствах товара, реализуемые косметические средства не сопровождаются документами, подтверждающими их безопасность.

Еще одну группу обращений потребителей составляют жалобы на некомпетентность специалистов, осуществляющих косметологическую процедуру с использованием названных косметических средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность.

В связи с вышеизложенным Управление разъясняет, что косметологическая процедура, на которую Вас приглашают, является демонстрационной процедурой, проводится бесплатно с целью предварительного ознакомления потребителя с реализуемым товаром, а, следовательно, не регулируется законодательством о защите прав потребителей. Также указанная процедура не является медицинской услугой и лицензированию не подлежит.

Как было ранее отмечено, в преимущественной части обращений потребители указывают, что причиной приобретения «ненужной» косметики послужило оказанное на них сильное психологическое воздействие со стороны продавца.

Вместе с тем, действующим гражданским законодательством в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен основополагающий принцип построения договорных отношений, который состоит в свободе воли сторон на вступление между собой в договорные отношения, недопустимости понуждения к заключению договора.

Если имеет место договор, заключенный «с пороком воли одной из его сторон», т.е. под влиянием насилия, угрозы, обмана, иного существенного заблуждения, такой договор может быть признан недействительным в судебном порядке на основании иска стороны, действовавшей под влиянием вышеперечисленных обстоятельств (статьи 178, 179 ГК РФ).

Кроме того, если заключение договора стало результатом противоправных действий продавца (мошенничества), такой факт должен стать предметом рассмотрения правоохранительных органов (полиции).

Подводя итог вышесказанному, Управление рекомендует потребителям  руководствоваться следующими инструкциями:

- при получении косметологической процедуры в ознакомительном режиме убедиться в том, что используемая при этом косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакции (покраснений, шелушений и т.п.);

- не торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;

- не подписывать предлагаемые консультантами академии документы (спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав их содержание;

- иметь ввиду, что подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.) потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов на нее;

- знать, что потребитель свободен в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается действующим законодательством.

Выражаем надежду, что приведенные в настоящей статье предостережения и советы позволят минимизировать риск приобретения ненужного товара и вызванных этим неблагоприятных последствий.