Доступ для сотрудников

Итоги проведения Всемирного дня защиты прав потребителей в 2014 году

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю подвело итоги мероприятий, проведенных в 2014 году в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей.

В этом году тема Всемирного дня защиты прав потребителей была посвящена вопросам защиты прав потребителей услуг подвижной связи, что связано со стремлением мировой общественности привлечь внимание населения к существующим проблемам в данной сфере, повысить уровень информированности потребителей о существующих правах, порядке их реализации и защиты.

Помимо мероприятий основной тематики празднования в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей Управлением был реализован комплекс мер, направленных на просвещение и повышение правовой грамотности населения в сфере потребительского кредитования, остающейся приоритетной для органов Роспотребнадзора с 2007 года, а также в иных наиболее «проблемных» сферах потребительского рынка.

Всего за период реализации мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, в средствах массовой информации размещено 141 информационное сообщение и материал, в том числе в печатных и сетевых изданиях опубликовано 104 статьи, на телевидении и радио – 37 интервью и иных выступлений.

На площадке медиацентра Комсомольской правды в Красноярске проведено четыре радиомарафона по вопросам защиты прав потребителей в следующих сферах потребительского рынка: услуги связи, финансовые услуги, общественное питание, торговля непродовольственными товарами. Наряду с этим Управление приняло участие в традиционном весеннем ЖКХ-марафоне. Ответы на вопросы слушателей давались в прямом эфире радиостанции «Комсомольская правда».

В рамках работы с молодежью в образовательных учреждениях Красноярского края проведено 62 мероприятия, среди которых – открытые уроки, уроки-практикумы, лекции, беседы, направленные на повышение потребительской грамотности учащихся. Охвачено указанной работой 1798 учащихся и студентов.

К работе, связанной с организацией и проведением мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, были привлечены органы образования, культуры, социальной защиты населения Красноярского края, органы местного самоуправления и общественные организации. Всего в рамках межведомственного взаимодействия реализовано 47 мероприятий, в том числе: 35 семинаров, конференций круглых столов и 12 совещаний.

Наиболее активное участие в проведении мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, приняли органы местного самоуправления подведомственных территорий, которыми были задействованы такие формы работы как занятия с учащимися, организация семинаров, круглых столов, «горячих линий», публикация информационных материалов в местных СМИ и на интернет-сайтах администраций, организация праздничных мероприятий в торговых комплексах. В указанной работе приняло участие 30 органов местного самоуправления Красноярского края.

В рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, с целью информирования населения, разъяснения потребителям их прав и законных интересов проведено в общей сложности 746 тематических мероприятий, связанных с консультированием потребителей, в том числе более 152 консультации организовано с выездом в отдаленные районы и сельскую местность края; проведено 30 телефонных «горячих линий» по вопросам предоставления услуг подвижной связи и финансовых услуг, в ходе которых было проконсультировано порядка 247 человек.

Структура задаваемых в рамках консультирования потребителей вопросов представлена следующим образом:

- в сфере оказания услуг подвижной связи потребителей в основном интересовали вопросы навязывания дополнительных платных услуг, изменения условий тарифных планов, рассылки рекламных смс-сообщений и доступности информации об абонентском номере третьим лицам, осуществляющим такую рассылку, возможности сохранения абонентского номера при выборе другого оператора связи;

- в сфере потребительского кредитования наиболее популярным оказался вопрос о неотвратимости «добровольного» страхования жизни и здоровья, сопутствующего получению кредита, также часто задавались вопросы о возможности возврата страховой премии при досрочном погашении кредита, правомерности (неправомерности) действий банка по взиманию комиссии за внесение и снятие наличных денежных средств, истребования задолженности по погашенному кредиту, способах защиты от неправомерных действий (требований) коллекторских агентств.

С целью повышения информированности населения в области потребительского законодательства было разработано и распространено среди населения 43 вида информационных материалов (памяток, брошюр, информационных листовок), освещающих наиболее актуальные вопросы защиты прав потребителей в сферах оказания услуг подвижной связи, финансовых услуг и иных. Указанные информационные материалы распространялись в консультационных центрах и пунктах для потребителей, территориальных отделах, выездных общественных приемных, образовательных учреждениях, на предприятиях торговли. Общий тираж составил более 2000 экземпляров.

Для повышения интереса детского населения к потребительской тематике территориальным отделом в г. Лесосибирске организована и проведена викторина по теме «Мобильная связь, я и законодательство» среди учащихся общеобразовательных школ.

Территориальным отделом в городе Заозерном организовано мероприятие с участием представителей кредитных организаций, в рамках которого проведен «круглый стол», посвященный обсуждению основных проблем в сфере потребительского кредитования, а также потребителям предоставлена возможность получить интересующую информацию от специалистов территориального отдела и представителей кредитных организации.

Консультационным центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» проведена акция «Бесплатная юридическая помощь». Для обратившихся потребителей составлялись претензии и исковые заявления.

Помимо этого вопросы защиты прав потребителей были широко освещены на проходившем 20 марта III Красноярском торговом форуме: специалисты Управления приняли участие в его работе на консультационной площадке «Региональный потребительский рынок: новый вектор развития. Проблемы и перспективы», где выступили с докладом на тему: «Типичные нарушения законодательства на потребительском рынке» и провели консультирование участников и гостей форума.

С целью исследования мнения населения по вопросам, связанным с реализацией и защитой прав потребителей услуг мобильной связи, было проведено анкетирование населения, в котором приняло участие 2843 человека.

При организации и проведении мероприятий Всемирного дня защиты прав потребителей Управление стремилось привлечь внимание как можно большего количества людей к вопросам защиты прав потребителей, показать что защита прав человека и гражданина, в том числе в имущественной сфере, является безусловным приоритетом государства и общества в целом.

 

Также важно отметить, что достижение высокого качества и результативности проведенной информационной работы было обеспечено благодаря участию в ней всех участников национальной системы защиты прав потребителей, к которым отнесены государственные органы власти, органы местного самоуправления и общественные организации потребителей.