Доступ для сотрудников

15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

В 2011 году Всемирный день защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемый 15 марта, будет проходить под девизом «Потребители за честные финансовые услуги» («Consumers for fair financial services»), который определен Международной Федерацией потребительских организаций Consumers International -CI.


Тем самым уже второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности (в 2010 году  Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «Наши деньги. Наши права»), что подтверждает сохраняющуюся обеспокоенность мирового потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере.


В 2010 году представителям Международной Федерации потребительских организаций (CI) удалось убедить лидеров «большой   двадцатки» (G20) исследовать возможности усиления защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, недостаточный уровень которой был одним из ключевых катализаторов финансового кризиса. Соответствующая работа в данном направлении будет продолжена и в 2011 году в рамках проекта CI «Стремление к справедливым финансовым услугам», поскольку доступ к получению безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает потребитель.

Начиная с 2007 года Роспотребнадзор последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг - того сектора экономики, который не только стал источником общемирового финансово-экономического кризиса, но и его наиболее уязвимым звеном, повлиявшим так или иначе практически на все аспекты общественных отношений, и в первую очередь - на положение в системе этих отношений простого человека.


В 2010 году в указанной сфере Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю было проведено 22 проверки кредитных организаций, 16 административных расследований в отношении банков, поводом к  проведению которых послужили обращения потребителей финансовых услуг.


В результате указанной правоприменительной деятельности, Управлением выявлены факты включения в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей:

- навязывание дополнительных услуг о взимании комиссии за открытие (ведение, обслуживание) ссудного счета, за выдачу кредита, об обязательном страховании жизни и здоровья заемщика;

- ущемление права потребителя на стабильность условий договора (то есть закрепление возможности его изменения или расторжения по инициативе банка);

- ограничение права потребителя на досрочное исполнение обязательств, а также установление штрафов за досрочное погашение кредита;

- нарушение права потребителя на свободу распоряжения принадлежащими потребителю гражданскими правами и свободу договора;

- вмешательство в частные дела заемщика;

- переуступка прав и обязанностей кредитора третьим лицам;

- ограничение права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров (рассмотрение споров по месту нахождения кредитной организации).

По выявленным фактам Управлением было возбуждено 41 дело об административных правонарушениях, по каждому из которых исполнители финансовых услуг  были привлечены к административной ответственности.

Законность и обоснованность деятельности Управления по привлечению кредитных организаций к административной ответственности подтверждена арбитражными судами.

Вместе с этим, за 2010 год Управлением получено и рассмотрено порядка 12000 обращений граждан с жалобами на нарушение их прав  кредитными организациями, по которым:

- проведено 7628 устных консультаций потребителей, в рамках которых осуществлялся правовой анализ действий кредитных организаций на предмет установления факта наличия (отсутствия) в них признаков нарушения потребительского законодательства;

- направлено 3952 разъяснительных письма с приведением нормативно-правового обоснования законности требований граждан для последующего обращения заявителей в суд в целях восстановления их нарушенных прав;

- составлено 344 проекта исковых заявлений для обращения граждан в судебные органы.

В целях оказания судебной защиты Управлением в 2010 году:

- подано в судебные органы 5 заявлений в защиту прав потребителей финансовых услуг в отношении Сбербанка России;

- подано исковое заявление в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в отношении ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк»;

- дано 255 заключений в целях защиты прав потребителей в судах по искам граждан в отношении банков.

С целью выработки единого алгоритма совместных действий на рынке потребительского кредитования, Управлением в 2010 году было проведено заседание Межведомственного совета по защите прав потребителей  с участием представителей  органов прокуратуры, органов государственной законодательной и исполнительной власти, судебных органов, ГУ Центрального банка России, органов внутренних дел, общественных объединений потребителей.

В рамках реализации решения Межведомственного совета с целью развития финансового образования и финансовой грамотности населения Красноярского края разработан справочный материал, способствующий самозащите прав потребителей финансовых услуг - памятка, содержащая алгоритм действий потребителя в случае нарушения его прав при исполнении кредитного договора, типовые формы претензий и исковых заявлений о защите прав потребителей финансовых услуг.  Указанная памятка была доведена до сведения широкого круга потребителей через консультационные центры при Общественных приемных Управления и  территориальных отделов, выездные консультационные пункты,  путем размещения на сайте Управления, распространения через органы государственной власти и общественные организации.

В этой связи мероприятия, приуроченные к празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей и запланированные к проведению в марте текущего года на территории всего Красноярского края, как и последующая деятельность Управления в 2011 г., направлены в первую очередь на формирования у населения устойчивых навыков грамотного поведения на финансовом рынке, возможности реализации самозащиты права, а так же на  повышение ответственного ведения бизнеса самими кредитными организациями за счет исключения недобросовестных практик, связанных, в том числе  с «непрозрачностью» выдаваемых кредитов.