Верните мои деньги! Авиакомпания «Нордстар» незаконно взимала деньги с пассажиров

В адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее – Управление) от пассажиров авиакомпании «Нордстар» неоднократно поступали жалобы на незаконное взимание денежных средств при покупке авиабилетов.

Так, приобретая билеты через Интернет-сайт авиакомпании потребители, помимо стоимости перевозки,  оплачивали еще и стоимость услуги по подбору провозной платы (оформлению провозной емкости) в размере 550 руб. за один сегмент перевозки. Без оплаты указанной услуги приобретение билета было невозможным.

По обращениям потребителей  Управлением проведены проверки. Авиакомпания привлечена к административной ответственности за  обусловливание  приобретения услуги воздушной перевозки  обязательным приобретением возмездной услуги по подбору провозной платы (оформлению провозной емкости), т.е. включение в договор с пассажиром условий, ущемляющих права потребителя.

Правомерность вынесенных постановлений о привлечении авиакомпании «Нордстар» к административной ответственности подтверждена решениями Арбитражного суда Красноярского края, Третьего арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  (дела № А33-35161/2019, № А33-536/2022, А33-14061/2022).

Требования потребителей, обратившихся в Управление с жалобами, были удовлетворены перевозчиком в добровольном порядке, уплаченные денежные средства возвращены.

Однако нарушения, допущенные авиакомпанией, касались не только граждан, обратившихся в Управление, а всех пассажиров, которые в период с 2019 по 09 марта 2022 гг. приобретали авиабилеты дистанционным способом через Интернет-сайт авиакомпании и вынужденно оплачивали дополнительные денежные средства.

Поскольку период нарушения прав потребителей был длительным, пассажиров, пострадавших от неправомерных действий авиакомпании очень много, то Управление обратилось в Железнодорожный  районный суд г. Красноярска в защиту прав неопределенного круга лиц с требованиями  о признании противоправными действий АО «АК «Нордстар» по обусловливанию  приобретения услуги воздушной перевозки обязательным приобретением возмездной услуги по подбору провозной платы, по оформлению провозной емкости.

Решением от 12.09.2022 судом удовлетворено требование Управления (дело № 2-2334/2022). В настоящее время указанное решение не вступило в законную силу.

После вступления решения суда в законную силу оно будет обязательным для судов, рассматривающих аналогичные потребительские иски в отношении авиакомпании «Нордстар», в части вопросов, имели ли место противоправные действия и совершены ли они авиакомпанией.

Пассажирам, уплатившим денежные средства за услуги по подбору провозной платы, по оформлению провозной емкости, рекомендуем направить  письменную претензию  в адрес авиакомпании «Нордстар» (660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, д.31А) с требованием о возврате денежных средств. Претензия оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется способом, обеспечивающим фиксацию получения корреспонденции (например, заказным письмом с уведомлением).

При отказе перевозчика в добровольном удовлетворении требований, потребители могут направить письменное обращение в Управление для рассмотрения вопроса о судебной защите прав конкретного потребителя или группы потребителей.