Значение ценника является существенным для организации процесса розничной торговли, поскольку указанный документ служит единственным доступным для потребителя средством самостоятельного получения информации о цене конкретного товара.
Именно цена является одним из определяющих факторов при принятии решения о покупке. Поэтому часто возникают ситуации, когда ценник приобретает особую «ценность», поскольку его наличие помогает потребителю в решении спора об отпускной стоимости товара, например, в тех случаях, когда на кассе ему предъявляют к оплате цену, которая выше указанной на ценнике в торговом зале.
Требования к порядку оформления ценников на товары, реализуемые в предприятиях розничной торговли, предусмотрены Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55.
Указанные Правила регулируют продажу всех групп продовольственных и большинства видов непродовольственных товаров и занимают одну из лидирующих позиций по количеству случаев выявления фактов их нарушения.
Так, за 2015 год Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в рамках осуществления надзора в сфере защиты прав потребителей выявлено 7314 нарушений потребительского законодательства, из которых 2311 приходится на сферу розничной торговли, в том числе 1635 составляют нарушения Правил продажи отдельных видов товаров.
Такая ситуация вполне закономерна, учитывая, что сфера розничной торговли охватывает более половины потребительского рынка товаров и услуг, а Правила продажи отдельных видов товаров являются основным нормативным правовым актом в указанной сфере.
К числу типичных нарушений, выявляемых при проверке соблюдения Правил продажи, относится нарушение требований пункта 19, посвященного порядку оформления ценников на реализуемые товары.
Со 2 января 2016 года требования к порядку оформления ценников несколько изменились (см. статью «О новых требованиях к ценникам»). Из числа обязательных требований исключено наличие подписи материально ответственного лица или печати организации, а также даты оформления ценника.
Обязательными остались следующие требования:
к содержанию ценника – наименование товара, сорт (при его наличии), цена за вес или единицу товара;
к оформлению ценника – единообразие и четкость.
Кроме того, введено правило, допускающее оформление ценников на бумажном носителе и на ином визуально доступном для покупателей носителе, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Вместе с тем использование любого, в том числе альтернативного способа оформления ценника, должно обеспечивать потребителю доступность и наглядность соответствующей информации о цене товара.