Права потребителя при приобретении товара в интернет-магазине

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который в этом году проходит под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху», Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее – Управление) информирует граждан о следующем.

Продажа товаров дистанционным способом, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на территории Российской Федерации регламентируется положениями статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2330-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

До заключения договора продавцом должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара потребителю должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара.

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель будет вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие последнего не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца.

В случае отказа потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара), не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Если товар, приобретенный потребителем дистанционным способом продажи, оказался ненадлежащего качества (если это не было оговорено продавцом), то покупатель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков;

- отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар суммы.

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Расходы на осуществление возврата суммы уплаченной покупателем в соответствии с договором несет продавец.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В случае неудовлетворения заявленных требований в добровольном порядке, потребитель, в силу статьи 17 Закона о защите прав потребителей, вправе предъявить соответствующий иск в суд по месту регистрации организации или по месту своего жительства (пребывания), либо заключения или исполнения договора. Потребитель по искам, связанным с нарушением их прав, освобождается от уплаты государственной пошлины.

На сайте Управления для потребителей размещены образцы документов (заявление на возврат товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом; претензия о нарушении права потребителя на качество товара, приобретенного дистанционным способом).

В 2016 году в адрес Управления поступило 129 обращений потребителей (78 – письменных, 44 - устных) с жалобами на продавцов, осуществляющих реализацию товаров дистанционным способом, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В сравнении с 2015 годом количество таких обращений выросло почти 1,5 раза. Указанный рост вызван стремительным развитием рынка Интернет-торговли, потребительской активностью при приобретении товаров через Интернет.

Существо обращений потребителей сводится к нарушениям сроков доставки товаров, требований к качеству приобретаемых товаров. Поскольку большинство письменных обращений граждан, как правило, связано с изложением обстоятельств конкретного имущественного спора, разрешаемого исключительно в судебном порядке, в 90 % случаев авторам обращений давались необходимые разъяснения и рекомендации. В рамках судебной защиты Управлением дано заключение в целях защиты прав потребителей. В результате рассмотрения данного дела исковые требования потребителя удовлетворены на общую сумму 72800 рублей, компенсация морального вреда составила 1000 рублей.

Работа Управления, направленная на обеспечение прав потребителей на соответствующем рынке, продолжается.