Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю защищает права потребителей: итоги работы за 2022 год

Деятельность Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее - Управление) по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2022 году выстраивалась с учетом положений вступившего в силу с 01.07.2021 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», сместившего  акцент деятельности государственных органов с проведения проверок на профилактику нарушений.

В связи с изменением подходов к осуществлению контрольной деятельности в сторону профилактической направленности Управлением в 2022 году активно проводились мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, направленные на повышение информированности предпринимательского сообщества о способах соблюдения обязательных требований законодательства, а также устранение условий, причин и факторов, способных привести к их нарушению.

Так, в рамках выполнения Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей Управлением в 2022 году проведено более 3000 профилактических мероприятий  в отношении контролируемых лиц:

- объявлено 1446 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований,

- проведено 310 профилактических визитов,

- оказана информационная поддержка по вопросам соблюдения обязательных требований (информирование) - в 626 случаях,

- проведено разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора (контроля) (консультирование) - в 629 случаях.

В рамках надзорной деятельности в области защиты прав потребителей в 2022 году Управлением проведено 229 контрольных (надзорных) мероприятий: 86 внеплановых проверок и 143 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (мониторинги безопасности и выездные  обследования). В ходе их проведения было выявлено 716 нарушений: 258 в сфере торговли и 458 в сфере услуг.

По фактам выявленных нарушений Управлением возбуждено 321 дело об административных правонарушениях, вынесено 462 постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на сумму 2 734 тыс. руб.

В 2022 году Управлением  рассмотрено 5421 письменное обращение граждан по вопросам защиты прав потребителей, что практически сопоставимо с уровнем 2021 года - 5550. В общем количестве обращений на долю торговли пришлось около 46% (2520), из них 70% (1750) касались оборота непродовольственных товаров, 30% (770) - продовольственных.

Надо отметить, что по сравнению с 2021  г. в сфере торговли число жалоб на дистанционную торговлю в сети «Интернет» возросло на 32% (с 292 до 385), на продукты  питания - на 14% (с 675 до 770).

В сфере услуг, на которую пришлось  54% (2901) всех письменных жалоб граждан, в 2,4 раза возросло число жалоб на услуги общественного питания (с 78 до 170), на 37% - на услуги ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств (с 27 до 37), на 30% - на гостиничные услуги (с 17 до 22), на 50% - на туристские услуги (с 85 до 128), на 2,4%  - на услуги транспорта (с 209 до 214), за счет роста на 12,7% числа жалоб на услуги воздушного транспорта (со 110 до124),  на 37,2% - на услуги связи (с 43 до 59), на 9,3% - на образовательные услуги (с 43 до 47), на 9% - на культурно-развлекательные услуги (с 55 до 60).

Напротив, в 2022 году наметилось сокращение жалоб на  нарушения прав потребителей в сферах оказания: бытовых услуг – на 12% (с 931 до 818), финансовых услуг – на 6% (с 437 до 411), жилищно-коммунальных услуг – на 5% (с 342 до 325), риэлтерских услуг –  на 26% (с 169 до 125), платных медицинских услуг – на 18% (со 100 до 82), услуг долевого строительства жилья – на 5,5% (с 36 до 34), услуг платежных агентов – на 70,6% (с 17 до 5).

В 2022 году Управление продолжило эффективно осуществлять судебную защиту потребителей: в общей сложности в суды заявлено 117 исков и дано 234 заключения в защиту прав потребителей.

Реальное возмещения причиненного потребителям вреда возросло к 2021 году практически на треть (на 27,7%):  в 2022 г. в результате участия Управления в 351-ом суде с исками и заключениями в защиту прав потребителей гражданам присуждено 38 614 300 руб., против 30 251 300 руб. в 2021 г.

Особое внимание в 2022 г. Управлением было уделено искам в защиту интересов неопределенного круга лиц, как наиболее эффективной форме судебной защиты с точки зрения юридических последствий для состояния законности в отдельной экономической сфере, на рынке конкретного товара либо услуги или в конкретных территориальных границах (районе, доме) и т.д. Количество таких исков возросло к показателю 2021 года  в 2,2 раза: с 13 до 28.

Напоминаем, что в целях защиты прав и законных интересов потребителей Роспотребнадзором сформирован и регулярно наполняется государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На сайте размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое.

В целях оказания гражданам практической помощи в самозащите нарушенных прав на качество товаров, работ (услуг), Управлением разработаны формы документов: претензионных писем, исковых заявлений, ходатайств и пр. При нарушении прав потребителей граждане могут получить консультации по телефонам «горячей линии» Управления 8 (391) 226-89-50 и его территориальных отделов с 10.00 до 12.00 час. и с 13.00 до 17.00 час., в пятницу до 16-00 час., в круглосуточном режиме без выходных дней по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (звонок из любого населенного пункта России бесплатный). Оставить обращение можно на официальном сайте Управления.