Вступают в силу изменения в Закон «О защите прав потребителей»!

С 1 сентября 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 1 мая 2022 года № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон). Предусмотренные Законом изменения особо значимы в нынешних условиях, когда потребитель становится более уязвимым перед недобросовестными экономическими агентами и в связи с эти нуждается в дополнительной защите.

Закон содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей, а если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки – продавец (исполнитель) обязан возместить их в полном объеме.

В перечень недопустимых условий, например, вошел пункт о праве на одностороннее изменение условий договора с потребителем или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи.

Недопустимым также объявлено положение об обусловливании приобретения одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда банк увязывает выдачу кредита с заключением договора личного страхования.

Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные карты возврату не подлежат».

Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя, например, проведение без согласования с потребителем более дорогостоящего ремонта техники нежели было изначально оговорено и т.д.

Введен запрет принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Среди условий, ущемляющих права потребителей и недопустимых в договорах с ними, – изменение условий договора или стоимости товара продавцом в одностороннем порядке; ограничение права потребителя на обмен или возврат товара, проданного посредством электронной торговли, или товара, приобретенного в рамках маркетинговых акций; использование агрессивной рекламы и прочее.

Всего в Законе в качестве недопустимых названы 14 условий, ущемляющих права потребителей. Однако их перечень не является закрытым, статья 16 относит к недопустимым условиям и иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом, законами и принимаемыми в соответствие с ними иными нормативными правовыми актами в области защиты прав потребителей.

Принятые изменения позволят заметно снизить количество злоупотреблений со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов и станут действенной мерой в деле искоренения распространенных несправедливых практик в правоотношениях с участием потребителей.