Доступ для сотрудников

Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по защите прав потребителей за 9 месяцев 2020 года



Обращения граждан в Роспотребнадзор с жалобами на нарушения прав потребителей  влекут не только проведение проверок компаний – продавцов товаров и исполнителей услуг (работ), но и часто становятся основанием для защиты интересов потребителей в суде.

В целях реализации государственной функции по судебной защите прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю регулярно вступает в судебные процессы по искам граждан, связанным с защитой их потребительских прав, либо само инициирует такие иски.

Так, за 9 месяцев 2020 года Управлением дано 160 заключений в целях защиты  прав потребителей, из которых 30% (48 заключений) пришлось на сферу торговли, 70% (112 заключений) – на сферу услуг.

Более 40% заключений в сфере услуг  (48) было дано Управлением по искам о нарушении прав потребителей в финансовом секторе потребительского рынка, в т.ч. при оказании услуг страхования (12), банковских (34) и микрофинансовых (2) услуг. Более 30% заключений в защиту прав потребителей было дано по судебным спорам, вытекающим из возмездных договоров бытового подряда (34), 7% - из договоров долевого участия (8), 6,2%  - из договоров услуг ЖКХ, 4,5% - из договоров транспортного обслуживания пассажиров и багажа, в т.ч.  авиаперевозки (5). Порядка 14% составляет удельный вес заключений, приходящихся на суммарную долю услуг общественного питания (1), туристского обслуживания (2), технического осмотра и ремонта автотранспортных средств (2), прочих видов деятельности (5).

В целом заключения за 9 месяцев 2020 года были даны по поводам, возникшим из правоотношений в 11 сферах экономической деятельности, которым присущи отношения с участием потребителей.  

В результате участия Управления с заключениями за 9 месяцев 2020 года потребителям возмещено порядка 14 млн. руб., из них  около 1 млн. руб. - в счет компенсации морального вреда. Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей по 160 потребительским искам с участием Управления для дачи заключений в защиту  прав потребителей, составил 100 %.

В статусе процессуального истца Управлением за 9 месяцев 2020 года заявлено 97 исков, в т.ч. в том числе 20 исков заявлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, 77 - в защиту конкретных граждан-потребителей. Доля исков в сфере услуг - 65% (63) превалирует над долей исков сфере торговли 35% (34).  70% всех исков в сфере услуг пришлось на три основных сектора экономики: сферу туристских услуг (17), услуг бытового обслуживания (15), финансовую сферу (12). Также иски в защиту потребителей были заявлены Управлением в сферах оказания услуг общественного питания (6), услуг ЖКХ (5), гостиничных (2) и образовательных (1) услуг,  услуг долевого строительства жилья (2) и прочих видов деятельности (3).

Из заявленных 97 исков Управления закончились вынесением решения 86 исков, требования Управления удовлетворены в 100% случаев, потребителям возмещено порядка 5,5  млн. руб., в том числе около 200 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.

Всего в результате реализации всех форм судебной защиты прав потребителей за 9 мес. 2020 г. при содействии и активном участии Управления потребителям возмещено порядка 20 млн. руб.

Напоминаем, что защита имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав потребителей, осуществляется только судом, в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Важно помнить, что государство,  признавая потребителя наиболее слабой и наименее защищенной стороной в договоре, нуждающейся в особой защите, предоставляет потребителям дополнительные преференции в виде:

- альтернативной подсудности, когда заявления о защите прав потребителей предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);

освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением прав потребителей (пункт 3 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);

- освобождения от соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, кроме ряда случаев, когда законодательством прямо предусмотрено обязательное предъявление претензий до обращения в суд. Такой порядок установлен, например, Федеральным законом «О связи», транспортными уставами и кодексами в случае споров, вытекающих из договоров перевозки пассажиров, их багажа и грузов. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров в этих случаях препятствует рассмотрению иска в суде;

- взыскания в пользу потребителя штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения его требований (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, пункт 46 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

 В силу положений статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)   и подпункта 7 пункта 4 статьи 40 Закона о защите прав потребителей Управление  Роспотребнадзора по Красноярскому краю вправе:

- обращаться в суд с заявлениями в защиту прав конкретных потребителей (групп потребителей), выступая в качестве заявителя с правами истца,

- предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 47 ГПК РФ и пунктом 5 статьи 40 Закона о защите прав потребителей  Управление  Роспотребнадзора по Красноярскому краю как  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть привлечено судом к участию в деле,  либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

В целях оказания практической помощи потребителям Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю разработаны формы процессуальных документов (проекты исковых заявлений, образец заявления о привлечении к участию в деле государственного органа для дачи заключения в целях защиты прав потребителей, образцы ходатайств и пр.).