Доступ для сотрудников

Об обращениях граждан по вопросам защиты прав потребителей в 1 полугодии 2020 года

В рамках реализации федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 1 полугодии 2020 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю рассмотрено 6373  обращения по вопросам защиты прав потребителей, что превышает показатель 1 полугодия 2019 года - 5379 обращений, более чем на 18%.

Количество рассмотренных письменных обращений возросло к сопоставимому периоду прошлого года почти на 40% – с 1881 в 1 полугодии 2019 года до 2607 в 1 полугодии  2020 года, в то время как  количество устных обращений возросло только на 5% – с 3323 до 3493.

В общем количестве обращений стабильно превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере торговли, на их долю пришлось 58% всех обращений – 3693 ед., при этом практически в 2 раза увеличилось количество обращений с жалобами на нарушения прав потребителей в сфере торговли  в сети Интернет: с 236 в 1 полугодии 2019 года до 432 в 1 полугодии 2020 года, что объясняется повышенной потребительской активностью в этом секторе экономики в условиях ограничительных мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Удельный вес жалоб на нарушения в сфере услуг в общем объеме обращений составил 42%  (2680  обращений), а их количество к 1 полугодию 2019 года возросло на 30%: с 2062 до 2680.  

Следует отметить существенный рост объема жалоб на нарушения прав потребителей в сферах оказания туристских и транспортных услуг по вопросу возврата денежных средств за туры и воздушные перевозки, несостоявшиеся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В 1 полугодии 2020 года число обращений возросло по отношению к сопоставимому периоду 2019 года: в сфере туризма – с 40 до 344 обращений, в сфере оказания транспортных услуг – с 94 до 409, а в сфере услуг воздушных пассажирских перевозок  – с 32 до 319.

Стабильно высоким остается количество обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения – 556 обращений (в 1 полугодии 2019 года - 552 обращения), в финансовом секторе экономики – 381 (в 1 полугодии 2019 года - 407), в сфере связи – 181 обращение (в 1 полугодии 2019 года - 168), жилищно-коммунальных услуг – 347 (в 1 полугодии 2019 года - 337).

Одновременно наметился рост обращений с жалобами на нарушения прав потребителей в сферах оказания: услуг технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств –  с 76 обращений в 1 полугодии 2019 года до 87 обращений в 1 полугодии 2020 года; гостиничных услуг – с 11 до 49; платных образовательных услуг – с 19 до 27; риэлтерских услуг – с 23 до 28; культурно-развлекательных услуг – с 6 до 18.

Поскольку большинство письменных обращений граждан, как правило, было связано с изложением обстоятельств конкретного имущественного спора, разрешаемого исключительно в судебном порядке, в 89 % случаев авторам обращений давались соответствующие разъяснения и рекомендации.

Вместе с тем, 208 письменных обращений граждан стало основанием проведения предварительных проверок, 249 – послужили поводом вынесения предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства, по 78-и приняты меры в виде внеплановых проверок и контрольных закупок. По выявленным нарушениям Управлением возбуждено 139 дел об  административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц, заявлен 21 иск в судебные органы.

Напоминаем, что Управлением разработаны формы претензионных писем по различным сферам экономической деятельности в целях оказания практической помощи потребителям при их обращении в адрес продавцов (изготовителей, исполнителей).