Доступ для сотрудников

Протокол «О деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по реализации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам»

Председательствовал: Г.Г.Онищенко - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали: Н.В.Шестопалов, Б.П.Кузькин, Е.Б.Ежлова, О.И.Аксенова, О.А.Кулагина, А.А.Волков, Ю.В.Демина, А.В.Слепченко, Н.Д.Пакскина, С.А.Тебиев, А.И.Верещагин, руководители органов и организаций Роспотребнадзора по г.Москве, Московской области, железнодорожному транспорту, представители Федеральной таможенной службы, Секретариата Комиссии таможенного союза.

Руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту;

Главные врачи центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, по железнодорожному транспорту

Приняли участие:

О.В.Арнаутов - Заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь.

Н.О.Садвакасов - Заместитель председателя Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Заместитель Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан;

О деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по реализации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам

(Г.Г.Онищенко, О.В.Арнаутов, Н.О.Садвакасов, Д.В.Маслов, В.М.Глиненко, З.Н.Терешина, Т.М.Бутаев, Е.А.Колобкова, Г.Г.Онищенко)

Отметить, что в целях реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам 27 августа 2010 года с участием представителей санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь было проведено заседание Коллегии Роспотребнадзора по вопросу гармонизации действий уполномоченных органов сторон.

По итогам заседания коллегии принято решение о создании для осуществления согласованных действий уполномоченных органов государств-участников таможенного союза интернет-сайта, позволяющего в режиме реального времени передавать и получать данные о деятельности СКП в пунктах пропуска.

Такой сайт разработан, размещен в сети Интернет по адресу: www.tsouzses.ru и готов к приему информации от уполномоченных органов сторон.

С 23 сентября 2010 года вступили в силу изменения, утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 17 августа 2010 года № 341, которыми предусмотрены:

- возможность оформления приложений к свидетельствам о государственной регистрации, что позволяет объединять большое количество производственных площадок и наименований продукции в одном документе;

- использование электронной базы данных Единого реестра продукции, подлежащей государственной регистрации при ввозе и обращении на таможенной территории таможенного союза;

- полномочия уполномоченных органов давать уточняющие разъяснения по применению кодов ТН ВЭД продукции, позволяющих исключить более 70 % сырья для промышленности (за исключением представляющих особую опасность) из перечней товаров, подлежащих государственной регистрации.

Также, с 23 сентября 2010 года уполномоченным органам Сторон предоставлено право давать официальные разъяснения методического характера по применению положений документов, утвержденных Комиссией Таможенного союза Решением.

20 сентября 2010 года Комиссией таможенного союза были приняты решения о внесении изменений в список документов, представляемых для государственной регистрации (Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции) и перечень продукции, подлежащей государственной регистрации (раздел II Единого перечня) - решение КТС 383. Это решение вступает в силу с 21 октября 2010 года.

В соответствии с решением рабочей группы также предложено исключить из раздела II Единого перечня сырье для парфюмерно-косметической продукции, производства лекарственных средств, а также средств бытовой химии.

Кроме того, в качестве оснований для отнесения подконтрольных товаров к разделам II и III Единого перечня товаров при их ввозе и обращении на таможенной территории Таможенного союза служат сведения, содержащиеся в транспортных и (или) коммерческих документах, или в информационном письме изготовителя (производителя) продукции.

После принятия решения Комиссии таможенного союза в качестве подтверждения наличия государственной регистрации может рассматриваться указание в транспортных или коммерческих документах реквизитов документов, подтверждающих безопасность, а также нанесение реквизитов свидетельства о государственной регистрации на потребительскую упаковку (нанесение реквизитов свидетельства о государственной регистрации не является обязательным).

В Комиссию Таможенного союза также направлены предложения о том, что внесение изменений в приложение к свидетельству о государственной регистрации в части, касающейся его дополнения сведениями, не касающимися показателей безопасности подконтрольных товаров и не имеющими гигиенического значения (такими как указание дополнительных форм выпуска товаров, товарных знаков) вносятся без истребования дополнительных протоколов исследований, экспертных заключений.

Также Роспотребнадзором предложено рабочей группе Секретариата Комиссии таможенного союза исключить действующие вещества для производства пестицидов и агрохимикатов, в связи с тем, что эта продукция проходит комплексную токсикологическую оценку при процедуре государственной регистрации препаративных форм. В настоящее время эти предложения рассматриваются Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

На настоящий момент Роспотребнадзором выдано 2945 свидетельств о государственной регистрации, информация о чем размещена в Реестре свидетельств о государственной регистрации, выдаваемых по Единой форме, публикуемом в сети интернет.

На сайте также размещена информация о реестре выданных свидетельств в Республике Беларусь.

На совместном сайте уполномоченных органов по санитарным мерам уже размещены сведения о выданных документах, подтверждающих безопасность.

По-прежнему остается актуальным вопрос о координации действий с таможенными и другими службами, осуществляющими контроль на границе и таможенной территории.

Следует проинформировать таможенные органы в субъектах Российской Федерации, а также всех заинтересованных участников экономической деятельности, что требование разъяснений (писем) Роспотребнадзора о подтверждении соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Таможенного союза является незаконным.

В настоящее время необоснованное требование таких писем стало дополнительным документом при таможенном оформлении, а также при подтверждении соответствия продукции, что создает дополнительные барьеры для предпринимателей.

Федеральная служба обращает особое внимание, что письма о подтверждении соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Таможенного союза по обращениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Федеральной службой и ее территориальными органами не выдаются.

В ходе осуществления надзорных мероприятий специалистами Управления Роспотребнадзора по Ростовской области (российско-украинский участок границы Таможенного союза) был запрещен ввоз 50 тонн потенциально опасной химической продукции из Украины, более 20 тонн средств для водоподготовки, страной происхождения которых является Турция, не имеющих документов, подтверждающих безопасность.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Псковской области (российско-латвийский участок границы Таможенного союза) был запрещен ввоз 143 тонн алкогольной продукции (пиво, вино, ликеры), странами происхождения которых являлись Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания, не имеющих документов, подтверждающих безопасность.

На железнодорожных пунктах пропуска задержано более 1517 тонн подконтрольных товаров, не имеющих документов, подтверждающих безопасность.

Очевидна необходимость усиления мер административной ответственной за ввоз опасной и некачественной продукции на территорию Российской Федерации и Таможенного союза в целом.

По состоянию на 1.10.2010 органы Роспотребнадзора вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных 22 статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица Роспотребнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 41 статьей.

В Республике Беларусь органы санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных 9 статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а составлять протоколы - по 12 статьям.

В Республике Казахстан в компетенции органов санитарно-эпидемиологического надзора находится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 29 статьями Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Следует отметить, что в сентябре с.г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект, касающейся существенного усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. В частности, вводится увеличенная ответственность при рецидиве (повторности) правонарушений и при причинении вреда здоровью потребителей.

Можно отметить несбалансированность как составов, закрепленных в кодексах об административных правонарушениях стран - членов таможенного союза, так и мер административной ответственности.

Необходима гармонизация и детализация правовых норм в данной части.

Должна быть продолжена работа по выработке согласованных позиций санитарно-эпидемиологических служб государств-членов Таможенного союза, предлагается проводить на регулярной основе консультации дистанционным способом специалистов, отвечающих за ведение отдельных направлений при санитарных мерах.

Осуществление такого профессионального общения по оперативным вопросам возможно с использованием нового интернет-ресурса, где размещается информация о деятельности государств-участников Таможенного союза по реализации Соглашения по санитарным мерам.

Для обеспечения организации эффективной санитарной охраны таможенной территории Таможенного союза необходимо:

1. Правовому управлению (О.А.Кулагина):

1.1. В срок до 5.11.2010 направить в уполномоченные органы Республики Беларусь и Республики Казахстан предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие административную ответственность за административные правонарушения в части относящейся к компетенции санитарных служб сторон.

1.2. В срок до 18.10.2010 организовать рабочую группу по подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие административную ответственность за административные правонарушения.

2. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Д.В.Маслову в срок до 25.10.2010 подготовить и представить в Роспотребнадзор предложения о регулировании деятельности лиц, способствующих незаконному пересечению границы и ввозу продукции, предназначенной для реализации населению.

3. Управлению санитарного надзора (О.И.Аксенова), Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М.Симкалова) совместно с Управлением Роспотребнадзора по г.Москве в срок 30.10.2010 подготовить предложения о дополнении II раздела Единого перечня товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза в части продукции, предназначенной для детей.

4. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б.Ежлова), Управлению санитарного надзора (О.И.Аксенова) в срок до 30.10.2010 подготовить предложения об оптимизации санитарно-карантинного контроля за подконтрольными товарами, включенными в II раздел Единого перечня товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза.

5. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б.Ежлова). Управлению Роспотребнадзора по Алтайскому краю (Е.А.Колобкова) обеспечить приведение санитарно-карантинного контроля на российско-казахской границе в соответствие с правовыми актами Таможенного союза.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1. Продолжать выполнение мероприятий по санитарно-карантинному контролю в строгом соответствии с Соглашением таможенного союза по санитарным мерам.

6.2. Довести до всех заинтересованных лиц информацию о недопустимости требования непредусмотренных законодательством писем у участников экономической деятельности.

7. Предложить уполномоченным органам сторон:

7.1. Образовать рабочую группу в составе представителей уполномоченных органов государств-участников таможенного союза с целью оперативного решения вопросов, связанных с реализацией Соглашения таможенного союза по санитарным мерам, предложения к составу которой ожидаются от уполномоченных органов сторон до 10 октября 2010 года.

7.2. Организовать и провести семинары для должностных лиц, уполномоченных осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор и контроль на таможенной территории и таможенной границе таможенного союза с участием представителей других органов исполнительной власти, а также бизнес-сообщества по вопросам применения Соглашения таможенного союза по санитарным мерам.

7.3. Интенсифицировать работу и назначить ответственных за информационное наполнение совместного интернет-сайта уполномоченных органов по реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам.

Руководитель

Г.Г.Онищенко