Доступ для сотрудников

Протокол «Решение Коллегии Роспотребнадзора от 11.06.2010 "Об организации контрольно-надзорных мероприятий за летней оздоровительной кампанией 2010 года"»

Приложение к протоколу
коллегии Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
от 11.06.2010

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой «Об организации контрольно-надзорных мероприятий за летней оздоровительной кампанией 2010 года», коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает, что в последнее время в стране осуществлен ряд организационных и практических мероприятий в этом направлении.

В органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации внесены предложения об утверждении целевых программ, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных учреждениях.

В большинстве субъектов Российской Федерации были приняты и реализуются в настоящее время региональные программы по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, а также программы по развитию и укреплению материально-технической базы детских оздоровительных учреждений.

В более, чем в 40 субъектах Российской Федерации утверждены региональные программы, законы, приняты постановления, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных учреждениях, в ряде регионов ведется работа по составлению целевых программ.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны и введены в действие санитарные нормы и правила СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул» и СанПиН 2.4.4.2599 -10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

Ежегодно при подготовке к летней оздоровительной кампании и в ходе ее, проводятся селекторные совещания с руководителями территориальных органов Роспотребнадзора, руководителями органов исполнительной власти, руководителями органов управления здравоохранением, руководителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, направленные на усиление санитарно-эпидемиологического надзора за организацией отдыха детей, включая вопросы полноценного сбалансированного питания, подбор персонала детских оздоровительных учреждений, физическое воспитание и закаливание детей, обеспечение полноценного отдыха детей в летнее и каникулярное время.

8 июня 2010 года состоялось заседание Президиума Госсовета, на котором обсуждались вопросы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Особое внимание было уделено укреплению материально-технической базы, сохранению численности детских лагерей и развитию учреждений с малой и средней наполняемостью, а также вопросам организации качественного и безопасного питания детей.

Планирование и проведение контрольно-надзорных мероприятий в период подготовки и в начале летней оздоровительной кампании 2010 года отличалось от других сезонов.

Это связано, прежде всего, со вступлением в действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также постановлений Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» и от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

При подготовке и проведении летней оздоровительной кампании 2010 года мероприятия по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность детских лагерей на время каникул, необходимо было проводить в строгом соответствии с требованиями данных нормативных актов.

Анализ планов проверок на 2010 год, согласованных с органами прокуратуры, проведенный в марте 2010 года, показал, что в 2010 году было запланировано проведение плановых мероприятий в отношении около 13 тысяч юридических лиц, осуществляющих деятельность детских лагерей на время каникул, т.е. 22 % от общего их количества, которое составляет около 60 тысяч.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во избежание срыва подготовки к летней оздоровительной кампании 2010 года руководителям территориальных органов Роспотребнадзора было предложено рассмотреть возможность согласования с органами прокуратуры, соответствующих субъектов Российской Федерации проведение внеплановых проверок детских лагерей перед началом каникул в дополнение к проверкам, предусмотренным утвержденным планом на 2010 год и в целях организации проверок перед началом каникул в отношении всех юридических лиц, осуществляющих деятельность детских лагерей, в качестве основания для проверки использовать предписания должностных лиц органов Роспотребнадзора, которые выдавались по результатам проверок, проведенных в период летней оздоровительной кампании 2009 года.

В настоящее время в Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации составлен график внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность детских лагерей во время каникул, проверка которых не предусмотрена сводным планом проверок на 2010 год согласно поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова и приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.05.2010 № 187 «О проведении внеплановых выездных проверок детских лагерей».

Анализ сложившейся ситуации с организацией и проведением летней оздоровительной кампании показал, что в последние годы отмечается негативная тенденция сокращения учреждений для отдыха и оздоровления детей и уменьшения числа детей, охваченных летним отдыхом.

Так, за период с 2005 по 2009 год количество оздоровительных учреждений, используемых для летнего отдыха детей уменьшилось на 3 228 (с 61 328 до 58 100 учреждений), а число детей, отдохнувших в них, уменьшилось более чем на 1,6 млн. (с 7 485 436 до 5 835 518 детей).

По итогам оздоровительного сезона 2009 года и результатам надзора подготовки этого года (2010 года) основным проблемным вопросом является сокращение количества загородных оздоровительных лагерей в связи с отказом балансодержателей от организации детского отдыха, закрытием учреждений на капитальный ремонт, слабой материально-технической базой.

В период летних каникул 2010 года в Российской Федерации по данным Роспотребнадзора планируется охватить организованным отдыхом 6 190 937 детей, что почти на 511 842 больше, чем в 2009 году, при этом отдых и оздоровление детей планируется в 56 133 учреждениях, что на 1 368 учреждений меньше, чем в 2009 году.

Самой многочисленной, как и в предыдущие годы, ожидается такая форма отдыха как отдых детей в лагерях дневного пребывания. Среди общего числа учреждений основную долю около 77,8% составляют лагеря с дневным пребыванием детей, загородные стационарные лагеря составляют около 5%.

На территории Российской Федерации началась работа летних учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков. В основном приступили к работе учреждения с дневным пребыванием детей. Начало работы учреждений с дневным пребыванием запланировано с 1 по 15 июня при продолжительности смены не менее 18 дней.

Заезд в загородные оздоровительные учреждения в различных регионах осуществляется в зависимости от природно-климатических условий и проходит с 1 по 20 июня, при соблюдении сроков продолжительности смены не менее 21 дня.

Работа загородных оздоровительных учреждений планируется в 3-4 смены, в летних учреждениях с дневным пребыванием в 1-2 смены.

В период летней оздоровительной кампании ОАО «Федеральная пассажирская компания» планирует перевезти около 500 тыс. детей, для чего будет назначено более 200 «детских» поездов. Планируется формирование 29 специальных составов из вагонов последних лет постройки, оборудованных установками кондиционирования воздуха, которые в летний период будут задействованы только на перевозках детских коллективов.

В период подготовки к летнему сезону, в целях улучшения материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и проведения в них санитарно-гигиенических мероприятий, управлениями Роспотребнадзора было согласовано более 40 тыс. планов-заданий, из которых к началу I смены выполнено 95,3%.

В полном объеме проведены мероприятия по подготовке учреждений к началу летнего сезона в Республике Северная Осетия-Алания, Чувашской Республике, Тульской, Томской, Самарской, Орловской областях и др.

Работа по подготовке учреждений продолжается в Ханты-Мансийском АО, Свердловской области, Новосибирской области, Камчатском крае, Республике Саха (Якутия) и др.

Вместе с тем, вызывает обеспокоенность тот факт, что к приемке предъявляются неподготовленные учреждения.

С первой приемки было принято всего 70,3% учреждений, предъявленных к ней.

Подобные факты подтверждают сформировавшуюся устойчивую негативную тенденцию в решении вопроса по своевременному приведению материально-технической базы учреждений к летней оздоровительной компании.

Ежегодно, за 2-3 недели до начала заезда детей на отдых до 2,0% учреждений по заключению Управлений Роспотребнадзора не соответствуют установленным требованиям, а от 15 до 20% остаются в категории учреждений, нуждающихся в проведении капитального и косметического ремонта.

Не стала исключением и подготовительная компания 2010 года.

На 03.06.2010 все еще необходимо провести капитальный ремонт 158 учреждений, а косметический в 1 479. При этом, из учреждений с дневным пребыванием - 37 нуждаются в капитальном ремонте и 836 - косметическом. Из загородных учреждений - 113 в капитальном и 588 в косметическом ремонте. Кроме того, в капитальном ремонте нуждаются 3 детских санатория, а 9 санаториев нуждается в косметическом ремонте.

Определенную тревогу вызывает состояние систем водоснабжения и канализации летних оздоровительных учреждений.

Около 4% учреждений не имеют централизованного водоснабжения и будут вынуждены работать на привозной воде. В общей сложности это 2 181 учреждение, из них 1 871 - с дневным пребыванием и 101 - загородные. Более 17% учреждений не имеют канализации и оборудуются надворными туалетами.

Вызывает беспокойство состояние пищеблоков и медицинских блоков (кабинетов). На сегодняшний день в 8,3% летних оздоровительных учреждений отмечается отсутствие или имеются недостатки в оборудовании пищеблоков. Эти же проблемы отмечаются почти в 17,2% учреждений в части касающейся медицинских блоков (кабинетов).

На 03.06.2010 специалистами Роспотребнадзора обследовано 38 859 учреждений (69,2%), запланированных к работе в летнюю оздоровительную кампанию, из которых 728 учреждений (1,3%) не были подготовлены к работе.

За период с 2005 года удалось исключить случаи невыполнения норм питания по основным видам продуктов, в частности молока, творога, кисло-молочной продукции, рыбы, овощей, фруктов.

В период подготовительной компании в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий за выявленные нарушения санитарного законодательства было составлено 765 протоколов об административном правонарушении, вынесено 289 штрафов на сумму около 500 тысяч рублей. Передано в суды - 3 дела об административном приостановлении деятельности, по 1 из которых принято решение о приостановлении деятельности учреждения.

С 31 марта 2010 года при выявлении нарушений требований законодательства Роспотребнадзору предоставлено право проведения административного расследования.

Формы организаций, которые осуществляют детский отдых и оздоровление различны, что приводит к недостоверному сбору статистической информации различными министерствами и ведомствами. «Организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные учреждения (лагеря) (загородные оздоровительные, дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, краеведческие и другие), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.»

Сегодня родители платят за отдых ребенка в лагере, родители становятся основными клиентами лагеря. Ребенок, отдыхающий в лагере, является непосредственным потребителем услуг, предоставляемых учреждением.

Детский отдых в нашей стране становится самостоятельной индустрией. Как правило, детский отдых является в туристических фирмах одним из направлений.В последнее время родителями и детьми стали востребованы тематические лагеря (языковые, профессиональной направленности, творческие и др.), как на территории нашей страны, так и за рубежом. Целью данных учреждений является, в основном, отдых детей и обучение.

Туристская индустрия в Российской Федерации является активно развивающейся отраслью экономики, реализующей конституционное право граждан на отдых.

Отмена с 1 января 2007 года института лицензирования туроператорской и турагентской деятельности объективно потребовала усиления контроля и надзора в данной сфере.

Анализ выявленных нарушений прав потребителей в сфере туристического обслуживания показал следующее:

31% (1262 фактов из 4095) приходится на нарушение прав потребителей (туристов) на информацию об исполнителе (туроператоре, турагенте), о туристском продукте;

34% (1389 фактов из 4095) приходится на нарушения порядка заключения договора о реализации туристского продукта, из них 25% (348 фактов) касаются включения в договор условий, ущемляющих права потребителей;

9% (402 фактов из 4095) приходится на ненадлежащее исполнение условий договора, в том числе в отношении качества услуг, нарушения сроков передачи договоров, путевок туристам.

Таким образом, структура выявленных нарушений в сфере туристического обслуживания, показывает, что наиболее нарушаемым является право потребителей на информацию, что признается административно наказуемым деянием.

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШАЕТ:

1. Принять к сведению информацию начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой о приоритетности задач в решении проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях для отдыха и оздоровления детей и подростков.

2. Принять к сведению положительный опыт работы разработки и реализации региональных программ по организации и проведению летнего отдыха детей в Калужской, Калининградской, Тульской, Рязанской, Ярославской областях.

3. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, данных на заседании Президиума Госсовета от 08.06.2010, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

3.1. Потребовать от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации власти и администраций организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, выполнения всех запланированных мероприятий по подготовке и проведению летней оздоровительной кампании 2010 года в полном объеме. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение должного санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях для отдыха и оздоровления детей и подростков, как уже начавших свою работу, так и находящихся в стадии подготовки к работе, обратив особое внимание на:

3.1.1. Укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение технологическим оборудованием.

3.1.2.Обеспечение доброкачественными продуктами питания.

3.1.3. Организацию контроля за выполнением условий конкурсных отборов поставщиками, при этом учитывать наличие у поставщиков документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов питания, складских помещений, транспорта для доставки продуктов питания, проведение дератизационных и дезинфекционных мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний.

3.1.4. Укомплектованность квалифицированным персоналом пищеблоков, педагогическим и медицинским персоналом.

3.1.5. Своевременное проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Акарицидные обработки проводить в полном объеме, включая зоны отдыха, особенно в районах, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом.

3.1.6. Недопущение сокращения продолжительности смен в оздоровительных учреждениях.

3.1.7. Недопущение сокращения численности детей, выезжающих на отдых в другие регионы, в том числе Южный федеральный округ, особенно из регионов, расположенных в северных широтах и не имеющих достаточной базы загородных учреждений для отдыха и оздоровления детей.

3.2. Организовать проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в рамках летней оздоровительной кампании поставщиков продовольственного сырья и пищевых продуктов в учреждения для отдыха и оздоровления детей.

3.3. Применять к нарушителям санитарного законодательства меры воздействия в строгом соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.4. Обеспечивать в соответствии с установленными полномочиями применение гражданско-правовых методов защиты прав и интересов пострадавших лиц во всех случаях, связанных с причинением вреда жизни и здоровью детей в период их нахождения на отдыхе или во время переезда к месту отдыха и обратно вследствие несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

3.5. Обратиться в органы здравоохранения в субъектах Российской Федерации с предложением:

3.5.1. Обеспечить выполнение мероприятий по недопущению возникновения случаев инфекционных болезней, обратив особое внимание на организацию приема детей в летние оздоровительные учреждения и недопущению сокрытия случаев заболеваний детей, а также профилактику кишечных и капельных инфекций среди отдыхающих детей.

3.5.2. Не допускать отправку больных детей к местам отдыха и обратно.

3.5.3. Проводить оценку эффективности оздоровления всех отдыхающих детей на основании данных: о заболеваемости в ЛОУ, о физическом развитии детей, антропометрических показателей, исследований функциональных проб в начале и в конце смены.

3.5.4. Организовать подбор квалифицированных медицинских кадров для работы в учреждениях отдыха и оздоровления для детей и подростков на летний период, изыскав, в том числе и финансовые возможности для их стимулирования.

3.6. Совместно с администрациями организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, проанализировать материально-техническое состояние этих учреждений и дать предложения по разработке региональных целевых программ. Отразить в них вопросы финансирования обеспечивающего сохранение имеющихся загородных стационарных учреждений, их реконструкцию и строительство новых современных детских оздоровительных учреждений и способствующего реструктуризации детского отдыха в учреждениях с дневным пребыванием в сторону увеличения отдыха и оздоровления в загородных стационарных учреждениях.

4. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора (О.И. Аксенова):

4.1. Совместно с Правовым Управлением (О.А. Кулагина) провести анализ имеющейся нормативно-правовой базы по организации летней оздоровительной кампании и подготовить предложения по ее совершенствованию с учетом различных форм организации и дифференцированного подхода к ним.

4.2. Подготовить предложения по совершенствованию форм государственной статистической отчетности по летней оздоровительной кампании в Росстат, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России.

4.3. Организовать сбор разработанных региональных программ по развитию детского отдыха и оздоровлению в субъектах Российской Федерации и разместить их на сайте Роспотребнадзора.

5. Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков) подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования вопросов страхования жизни граждан, в том числе путем возможного внесения изменений в законодательство в части обязательности медицинского страхования потребителей соответствующих туристских услуг, в том числе, как при индивидуальном, так и групповом отдыхе детей внутри страны и за ее пределами.

Руководитель,
Председатель коллегии
Роспотребнадзора

Г.Г. Онищенко


Ответственный секретарь коллегии

С.В. Белых