Доступ для сотрудников

Протокол «Решение коллегии: О практике применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора»

Приложение № 1
к протоколу заседания
коллегии Роспотребнадзора
от 27 марта 2009г.

Заслушав и обсудив доклад начальника Правового управления О.А. Кулагиной «О практике применения норм Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»,  а также доклады руководителей управлений Федеральной службы по субъектам Российской Федерации, коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает.

Должностными лицами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (далее – должностные лица управлений Роспотребнадзора) не обеспечивается в полной мере всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дел об административных правонарушениях, как того требует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). 

Так, в управлениях Роспотребнадзора по республикам Башкортостан, Дагестан, Тыва; Вологодской, Ростовской, Оренбургской областям; Красноярскому и Приморскому  краям  допускаются случаи неправильной квалификации административных правонарушений. Такие действия приводят к неправильному назначению административного наказания, что влечет признание такого наказания незаконным в случае его обжалования в суд, в связи с чем, административное наказание фактически не достигает цели.   В результате эффективность контрольно-надзорной деятельности  Федеральной службы снижается.

Неправильное определение должностным лицом субъекта административной ответственности при производстве по делам об административных правонарушениях также является основанием для отмены постановлений о назначении административных наказаний и прекращения производства по делу.

В 2008 году наиболее часто суд отменял постановления о назначении административного наказания, вынесенные управлениями Роспотребнадзора по республикам Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия; Белгородской, Брянской, Московской, Тюменской областям;  городам Москва,  Санкт-Петербург, а также на железнодорожном транспорте.   

Должностными лицами практически всех управлений Роспотребнадзора в полной мере не используются полномочия по привлечению к административной ответственности юридических лиц, виновных в нарушении прав потребителей.

В случаях выявления некачественной и опасной для жизни и здоровья людей продукции и возбуждения административного производства по таким фактам, должностные лица управлений Роспотребнадзора практически не принимают меры, направленные на принудительное изъятие из оборота некачественной и опасной  продукции, ее конфискацию  в установленном порядке и (при необходимости) уничтожение.  

Должностные лица управлений Роспотребнадзора принимают недостаточно мер, направленных на предупреждение правонарушений.

Так, в 2008 году из 619 906 случаев вынесения должностными лицами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации постановлений о назначении административных наказаний, только по результатам рассмотрения 45 563 дел были внесены соответствующие представления, что составило 7,3%.

При назначении наказания зачастую не учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, что впоследствии приводит к пересмотру постановлений о назначении административного наказания в случае их обжалования, и признанию назначенного правонарушителю административного наказания необоснованно строгим.

Выводы коллегии подготовлены,  в том числе и по материалам судебных решений, поступивших из управлений Роспотребнадзора. Вместе с тем, обращено внимание, что ряд управлений Роспотребнадзора не представили в Правовое управление решения судов по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

По-прежнему в ряде управлений Роспотребнадзора применяется недостаточное количество составов административных правонарушений, о которых составление протоколов и рассмотрение дел отнесено к подведомственности Федеральной службы (например, в управлениях Роспотребнадзора по республикам Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Хакасия; по Брянской, Курской, Смоленской, Томской, Ярославской областям).

Не осуществляется систематическое и целенаправленное повышение уровня профессиональных знаний и навыков специалистов, осуществляющих контрольно-надзорные  функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, по вопросам осуществления производства по делам об административных правонарушениях (например, таким как обнаружение и закрепление доказательств по делам об административных правонарушениях, организация и проведение отбора образцов продукции, назначение экспертиз, подготовка и сопровождение материалов при передаче их на рассмотрение в суд).

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШАЕТ:

1.      Правовому управлению (О.А. Кулагина):

1.1.    Продолжить работу по обобщению и анализу административной и судебной практики в деятельности управлений Роспотребнадзора, в том числе подготовить и направить в управления Роспотребнадзора до 30 августа 2009 года:

1.1.1.  Методические рекомендации по организации и проведению административного расследования вне сферы действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

1.1.2. Рекомендации по применению технических регламентов на молоко и молочную продукцию, на масложировую продукцию, на соковую продукцию из фруктов и овощей.

1.1.3. Обзор практики применения норм КоАП должностными лицами управлений Роспотребнадзора за 2008 год.

1.1.4. Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось должностными лицами управлений Роспотребнадзора, за 2008 год.

1.1.5.  Анализ предусмотренных КоАП составов административных правонарушений с учетом практической возможности их применения при осуществлении контроля (надзора) управлениями Роспотребнадзора.

1.1.6. Рекомендации по организации и проведению подготовки к рассмотрению и рассмотрению дел об административных правонарушениях.

1.1.7. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, необходимых для осуществления контрольно-надзорной деятельности управлениями Роспотребнадзора.

1.1.8.  Предложения о внесении в должностные регламенты изменений, связанных с определением должностных обязанностей, прав и ответственности должностных лиц при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, а также уровня их профессиональной подготовки, необходимого для выполнения возложенных обязанностей.

1.1.9. Рекомендации по определению критериев назначения административных наказаний в минимальном или максимальном размере штрафных санкций, предусмотренных за совершение административного правонарушения (наличие реальной угрозы жизни и здоровью людей, общественной безопасности, окружающей среде).

1.2.    Подготовить и провести во II квартале 2009 года методический семинар по вопросам применения норм КоАП.

1.3. Подготовить приказ руководителя Федеральной службы о предоставлении в Правовое управление копий судебных решений по делам об административных правонарушениях - до 15 апреля 2009г.

1.4.    Направить справку о практике применения норм КоАП в управления Роспотребнадзора  за 2008 год –   до 25 апреля 2009г.

1.5. До 30 июня 2009 года организовать заслушивания, провести проверки по вопросам применения норм КоАП в отношении управлений Роспотребнадзора по Брянской, Вологодской, Смоленской, Ярославской областям, по республикам Калмыкия, Хакасия.

1.6.    Подготовить предложения о применении к руководителям управлений Роспотребнадзора дисциплинарных взысканий за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в связи с недостатками в работе по применению норм КоАП по итогам заслушиваний и выездных проверок.

Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить при производстве по делам об административных правонарушениях:

2.1.1. Своевременное разрешение вопросов разграничения составов административных правонарушений в соответствии с правилами их квалификации.

2.1.2. Правильное определение лица, виновного в совершении административного правонарушения.

2.1.3.  Обоснованное применение мер обеспечения производства по делу (изъятие или арест предметов административного правонарушений, временный запрет деятельности).

2.1.4. Выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

2.1.5. Назначение административных наказаний соразмерно степени опасности выявленного правонарушения, угрозы причинения вреда охраняемым законом общественным правоотношениям.

2.2. В срок до 15 мая 2009 года провести анализ практики применения норм КоАП при проведении надзорных мероприятий и надлежащего исполнения должностными лицами управлений Роспотребнадзора полномочий, предоставленных КоАП и результаты обсудить на коллегии. Решения коллегий направить в Правовое управление до 25 мая 2009 года.

2.3. При составлении плана проверок приоритетное значение для включения в план отдавать объектам пищевой промышленности и изготовителям продукции широкого потребления; медицинским,   образовательным и жилищно-коммунальным организациям; организациям, оказывающим населению кредитные услуги, услуги связи или осуществляющим пассажирские перевозки. 

2.4. Организовать и обеспечить систематическое и целенаправленное повышение уровня профессиональных знаний и навыков специалистов, осуществляющих контрольно-надзорные  функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, по вопросам практического осуществления производства по делам об административных правонарушениях путем проведения тематических семинаров и стажировок.

Отчет о проделанной в данном направлении работе представить в Правовое управление в срок до 1 декабря 2009г.

2.5. Взять под личный контроль рассмотрение дел об административных правонарушениях, санкции за совершение которых  применяются к юридическим лицам и предусматривают крупный (от 30 000 рублей и выше) размер административного штрафа, а также дел, производство по которым осуществляется в отношении социально значимых объектов (медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных и т.п.).

2.6. Направлять в Правовое управление информацию о принятых управлением Роспотребнадзора решениях об обращении с заявлением в суд высшей инстанции (Верховный Суд Российской Федерации или Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) во всех случаях возникновения гражданско-правовых споров, стороной в которых является соответствующее управление Роспотребнадзора. 

Председатель Коллегии
Роспотребнадзора

Г.Г.Онищенко


Ответственный секретарь Коллегии

С.В. Белых