Доступ для сотрудников

Протокол «Решение постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Приложение
к протоколу постоянно
действующего совещания
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 21 августа 2007 г.
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШЕНИЕ
 
Об организационно-правовых
аспектах обеспечения защиты
прав потребителей в сфере
предоставления платных
медицинских услуг
 
Сфера предоставления платных медицинских услуг гражданам приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.09.2006 № 321 была определена на 2007 год в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей.
 
Данное обстоятельство обусловлено не только особой социальной значимостью указанного сектора потребительского рынка, его активным развитием и многообразием осуществляемых здесь видов деятельности, но и соответствующими показателями за два предшествующих года, характеризующими практическую работу территориальных органов Роспотребнадзора по контролю и надзору в сфере представления платных медицинских услуг гражданам.
 
Так, в 2006 году рост числа поступивших в управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации соответствующих письменных обращений потребителей по сравнению с 2005 годом составил 130,8%, что среди прочего обусловило увеличение за тот же период времени на 15,2% (до 4901) общего числа соответствующих мероприятий по контролю. При этом количество плановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, предоставляющих платные медицинские услуги, возросло в 1,5 раза.
 
В то же время, несмотря на динамику указанных показателей, призванных определять объективные основания для применения соответствующих административных мер, в 2006 году было зафиксировано снижение по сравнению с 2005 годом (с 939 до 919 или на 2,2%) общего числа соответствующих возбужденных дел об административных правонарушениях и как следствие – уменьшение (с 901 до 851 или на 5,5%) общего числа вынесенных постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, что на фоне устойчивого роста, как количества поступающих жалоб потребителей, так и общего числа проводимых мероприятий по контролю явно не соответствовало складывающейся ситуации на рынке и свидетельствовало о формировании в сфере предоставления платных медицинских услуг недостаточно эффективной административной практики, связанной с выявлением и пресечением административных правонарушений в области законодательства о защите прав потребителей.
 
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в своем письме от 18.04.2007 № 0100/3996-07-32 поручила территориальным органам Роспотребнадзора обратить внимание на необходимость активизации соответствующей деятельности, направленной на повышение эффективности проведения мероприятий по контролю в рассматриваемом секторе потребительского рынка.
 
Рассмотрев результаты исполнения данного поручения управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и итоги соответствующей работы, проделанной ими в первом полугодии 2007 года, постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека констатировало следующее.
 
Всего за указанный период времени соответствующие мероприятия по контролю были проведены в отношении 3802 хозяйствующих субъектов, предоставляющих платные медицинские услуги, из них 1358 мероприятий по контролю (или 36%) проведено в отношении государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и 2444 (или 64%) - в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом во многих Управлениях данная работа носила системный характер и отличалась не только должным подходом к выбору субъектов (объектов) проверки, но и результативностью проверочных мероприятий.
 
Так, в 15 субъектах Российской Федерации (Управления по Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Алтайскому и Ставропольскому краям, Вологодской, Кемеровской, Кировской, Самарской, Сахалинской, Тверской и Томской областям) почти каждая проведенная проверка завершалась установлением фактов нарушения потребительского законодательства (доля поверок с нарушениями составила более 80%). В 50 субъектах Российской Федерации такого рода нарушения были установлены при каждой второй проверке и в более чем 20 регионах – при каждой третьей.
 
По результатам контрольных мероприятий Управлениями Роспотребнадзора было возбуждено 2092 административных дела, в том числе в отношении государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений – 711 дел (или 34,0 %) и в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 1381 дело (или 66%). При этом показатель, характеризующий количество возбужденных дел об административных правонарушениях, приходящихся на общее число проведенных мероприятий по контролю, оказался равным 55%, что в целом значительно превышает аналогичные показатели 2005 и 2006 годов, когда они составили соответственно 22 % и 19 %.
 
В то же время в отдельных территориальных органах Роспотребнадзора (Управления по Республикам Башкортостан, Бурятия и Хакасия, Краснодарскому и Приморскому краям, Астраханской и Волгоградской областям) эффективность проведенных в 1 полугодии 2007 года контрольных мероприятий оказалась явно не достаточной, а на долю проверок с нарушениями пришлась только их пятая-шестая часть. Два Управления Роспотребнадзора - по Липецкой и Смоленской областям, согласно представленным отчетным данным, в ходе проведенных ими соответственно 26 и 5 мероприятий по контролю нарушений законодательства о защите прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов, оказывающих платные медицинские услуги, вообще не выявили.
 
В целом, по итогам рассмотрения возбужденных дел об административных правонарушениях, в 1 полугодии 2007 года было вынесено 1659 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 1341,1 тыс. руб., из которых 57% приходится на части 1 и 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), 25% - на ст. 14.1 КоАП РФ, 10% - на ст. 6.3 КоАП РФ (в последнем случае акцент на нарушения санитарного законодательства сделали 23 территориальных органа Роспотребнадзора).
 
В структуре общего числа нарушений законодательства о защите прав потребителей, выявленных за рассматриваемый период времени в ходе результативных проверок, доля которых в итоге составила 49%, наибольшее их число (2519 фактов или 54,7%) пришлось на нарушения права потребителей на информацию (ст. 8 - 11 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Это более, чем в 2 раза превышает аналогичный показатель 2005-2006 г.г., когда подобного рода нарушения при проверках фиксировались лишь в каждом четвертом случае.
 
Другим показательным моментом является почти десятикратное по сравнению с 2005 годом и двукратное по сравнению с 2006 годом увеличение числа выявленных фактов нарушений статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», связанных с включением субъектами хозяйственной деятельности в сфере предоставления платных медицинских услуг в договоры с гражданами условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными соответствующими нормативными правовыми актами. При этом факты нарушения установленного порядка оформления договора с потребителем на предоставление платных медицинских услуг были зафиксированы в 37 субъектах Российской Федерации.
 
Отсутствие лицензии на избранный вид деятельности, а также нарушение лицензионных требований было выявлено почти в каждом третьем субъекте Российской Федерации. При этом из общего количества (1687) установленных нарушений Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением  Правительства  Российской Федерации от 13.01.1996 № 27, на факты отсутствия лицензии на избранный вид деятельности или несоблюдения лицензионных требований (условий) пришлось почти 38%.
 
В целом же, проведенные в субъектах Российской Федерации мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей в сфере предоставления платных медицинских услуг показали, что данный сегмент потребительского рынка активно и динамично развивается по всем направлениям, что в условиях недостаточного нормативно-правового урегулирования соответствующих правоотношений по целому ряду вопросов предполагает более высокий уровень государственных гарантий защиты соответствующих прав граждан. Помимо государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, частных медицинских клиник (кабинетов) платные медицинские услуги на практике все шире предоставляются парикмахерскими («салонами красоты»), физкультурно-оздоровительными центрами, санаторно-курортными и образовательными учреждениями, промышленными предприятиями, имеющими свою социальную инфраструктуру и т.д. При этом отмечается, что отсутствие по отдельным видам деятельности четкого разграничения медицинских и бытовых услуг приводит к тому, что предоставление платных медицинских услуг населению сопровождается многочисленными нарушениями действующего законодательства, что не гарантирует потребителю реализации его права на получение качественных и безопасных услуг и сопровождается высокой степенью риска причинения имущественного вреда и вреда здоровью.
 
В результате, заслушав и обсудив доклад начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова «Об организационно-правовых аспектах обеспечения защиты прав потребителей в сфере предоставления платных медицинских услуг» постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметило, что актуальность указанного вопроса требует со стороны Роспотребнадзора и его территориальных органов принятия более действенных мер предупредительного, профилактического и ограничительного характера, направленных как на прекращение, так и на недопущение нарушений законных прав и интересов потребителей в рассматриваемой сфере правоотношений.
 
В этой связи в целях совершенствования деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей в области предоставления платных медицинских услуг, а также дальнейшей оптимизации правоприменительной практики по делам о соответствующих административных правонарушениях и практики защиты прав потребителей в судах общей юрисдикции, постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШИЛО:
 
1. Принять к сведению информацию начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова об организации территориальными органами Роспотребнадзора работы по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления платных медицинских услуг и связанной с этим административной практике.
 
2. Признать необходимым активизировать указанную работу в целях обеспечения более действенного контроля за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей в сфере предоставления платных медицинских услуг, для чего управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
 
2.1. в превентивном порядке информировать потребителей, в том числе через средства массовой информации и общественные приемные, о правовых аспектах законодательного регулирования отношений в сфере предоставления платных медицинских услуг и практике, связанной с выявлением и пресечением соответствующих правонарушений (в пределах компетенции Роспотребнадзора);
 
2.2. при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей в каждом случае рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с проведением (при необходимости) административного расследования и (или) оказании потребителям необходимой помощи в защите их прав в рамках гражданского судопроизводства;
 
2.3. представить в десятидневный срок в Управление защиты прав потребителей для анализа и обобщения копии соответствующих судебных решений и заключений в суд по наиболее показательным делам о защите прав потребителей в сфере предоставления платных медицинских услуг, рассмотренных судами с участием территориальных органов Роспотребнадзора в порядке гражданского судопроизводства, а также копии материалов по делам об административных правонарушениях, характеризующих практику отмены судами выносимых постановлений о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих свою деятельность на рассматриваемом сегменте потребительского рынка и признанных виновными в нарушении прав потребителей;
 
2.4. в рамках укрепления на региональном уровне соответствующего сотрудничества с институтами гражданского общества обеспечивать необходимое взаимодействие по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления платных медицинских услуг с некоммерческими ассоциациями (союзами) профессиональных участников данного рынка, а также общественными организациями потребителей.
 
3. Управлению защиты прав потребителей с учетом состоявшегося обсуждения и обобщения дополнительно запрошенных сведений доработать аналитическую информацию о сложившейся практике и результатах работы территориальных органов Роспотребнадзора по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления платных медицинских услуг и подготовить данный вопрос для рассмотрения на одном из очередных заседаний Консультативного совета по защите прав потребителей.
 
4. Принять предложение о целесообразности создания рабочей группы из числа представителей Роспотребнадзора и других федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных общественных организаций потребителей и некоммерческих объединений (ассоциаций, союзов) профессиональных участников рынка платных медицинских услуг для рассмотрения вопросов:
 
4.1. об инициировании в установленном порядке внесения необходимых изменений в Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27, в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации с учетом формирующейся практики развития правоотношений в указанной сфере;
 
4.2. об оптимизации и гармонизации перечней соответствующих услуг, включенных в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), отраслевой классификатор и стандарты медицинских услуг, исключив из них излишнее дублирование.
 
Руководитель, Председатель постоянно
действующего совещания Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь постоянно
действующего совещания
С.В. Белых