Доступ для сотрудников

Протокол №4 селекторного совещания (по видеоконференцсвязи) у Первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации А.А.Чекалина, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко, Директора Федеральной миграционной службы К.О. Ромодановского

МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО
НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
МИГРАЦИОННАЯ
СЛУЖБА

Москва

ул. Житная, д.16
 
Сопредседатели:
Г.Г. Онищенко – Руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
А.А.Чекалин - Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации
К.О. Ромодановский – Директор Федеральной миграционной службы
 
Повестка совещания:
«О результатах осуществления контрольно-надзорной деятельности, направленной на совершенствования процессов регулирования внешней трудовой миграции и розничной торговли».
 
Г.Г. Онищенко, А.А.Чекалин, К.О. Ромодановский, А.П. Яц – заместитель Министра пищевой промышленности и потребительского рынка Правительства Хабаровского края, А.А.Отт – руководитель Управыления Роспотребнадзора про Хабаровскому краю, В.П. Ефремов – начальник управления ФМС по Хабаровскому краю, О.А. Переськин – Министр сельского хозяйства Правительства Пермского края, В.В. Салтыков - начальник управления ФМС по Пермскому краю, С.Г. Курдюмов – Первый заместитель Министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, В.М. Солодовников – руководитель управления ФМС по Ростовской области,Л.И. Шишкина – руководитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области
 
На совещании присутствовали руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальники Управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образований, руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации, руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации следующих субъектов Российской Федерации:
 
Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ставропольский край, Приморский край, Нижегородская область, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Брянская область, Владимирская область, Калининградская область, Оренбургская область, Псковская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Ярославская область, г. Москва, Московская область.
 
1. По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации под надзором находится 6649 рынков из них универсальных (смешанных) – 5661 (70 %), продовольственных – 750 (11,2 %), вещевых – 695(11,6 %), сельскохозяйственных – 176 (2,6 %).
 
Постоянных рынков – 5778 (87% от общего количества): из них универсальных (смешанных) – 4774 (82,6 %), продовольственных – 646 (11 %), вещевых – 588 (10 %), сельскохозяйственных – 125 (2 %).
 
Временных рынков – 871 (13 % от общего количества), из них универсальных (смешанных) – 587 (67 %), продовольственных – 104 (12 %), вещевых – 107 (12 %), сельскохозяйственных – 51 (5,8 %).
 
С 7 декабря 2006 г. территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется мониторинг санитарно-эпидемиологического состояния рынков с еженедельным представлением информации.
 
На 15 февраля 2007 г. по данным управлений Роспотребнадзора, проведено 13587 проверок рынков, из них совместно с территориальными органами внутренних дел России, ФМС России, ФНС России, – 9507 (70 %).
 
В результате проверок выявлено неудовлетворительное санитарно-техническое состояние рынков при 1358 проверках (10,0 %) , нарушения санитарно-эпидемиологического режима выявлены при 3585 проверках (26,4 %).
 
По результатам лабораторных исследований снято с реализации 23411 партий продукции объемом 130112 кг.
 
За нарушение санитарного законодательства при обороте пищевых продуктов и непродовольственных товаров в рыночном сегменте торговли наложен 26831 штраф на сумму более 34 900 000 рублей, направлено 673 дела в суды о приостановлении эксплуатации объектов.
 
Проведено 1253 обследования продовольственных рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС, ФНС – 717 (57,2%); неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 287 проверках (22,9%), выявлено нарушений санитарно-гигиенического режима – 523 (41,7 %). Исследовано 2079 проб продукции на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, неудовлетворительных результатов – 73 (3,5%); 2008 проб продукции по микробиологическим показателям, нестандартных проб – 266 (13,2%). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложено 2241 штраф на сумму более 3 750 000 руб., забраковано 800 партий продукции в объеме 14123,0кг.
 
Проведено 209 обследований сельскохозяйственных рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС, ФНС – 159 (76,1%); неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 52 обследованиях (24,9%); нарушения санитарно-гигиенического режима – при 64 обследованиях (30,6%); исследовано 492 пробы продукции на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, неудовлетворительных результатов – 7 (1,4%); 468 проб продукции по микробиологическим показателям, нестандартных проб – 62 (13,2%). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложено 421 штраф на сумму 875900 руб., забраковано 70 партий продукции в объеме 2719 кг.
 
Проведено 9356 обследований универсальных рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС, ФНС – 6972 (74,5%); неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 807 проверках (8,6%), нарушения санитарно-гигиенического режима – при 2607 (27,9%). Исследовано 8542 пробы продукции на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, неудовлетворительных результатов – 272 (3,2%); 14218 проб продукции по микробиологическим показателям, неудовлетворительных результатов – 1066 (7,5%). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложено 29525 штрафов на сумму более 22 400 000 руб., забраковано 14603 партии продукции объемом 96027,4 кг.
 
Проведено 1023 обследования вещевых рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС, ФНС – 725 (70,9 %). Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 82 проверках (8,0%), нарушения санитарно-гигиенического режима – при 201 проверке (19,6%). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложено 1521 штраф на сумму более 1 895 000 руб.
 
В настоящее время оборот розничной торговли на рынках в 2006 году от общего оборота розничной торговли в среднем по Российской Федерации составляет около 20 %, при этом в субъектах Российской Федерации данный показатель колеблется от 15 до 40 %, а в некоторых регионах имеет тенденцию к уменьшению за счет роста числа магазином экономического класса.
 
Так, оборот розничной торговли на рынках в Саратовской области в январе-сентябре 2006 года составил 14,5 % (в январе-сентябре 2005 года – 16,2 %); в Алтайском крае – 16 %; в Читинской области – 18,1 %; в Амурской области за 9 месяцев 2006 г. – 20 % (2005 г. – 23 %); в Орловской области – 22 %; в Липецкой области за 9 месяцев 2006 г. – 26 % (2005 г. – 29 %); в Республике Тыва – по продовольственным товарам 28,8 %, по непродовольственным товарам 37,9 %; в Тамбовской области за 11 месяцев 2006 г. – 34,3 %; в Республике Дагестан – 38,6 % и т.д.
 
Основными продуктами, реализующимися на продовольственных рынках являются мясо, рыба, молочные продукты, картофель, овощи, фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы. Так, на рынках Саратовской области доля мяса от общего объема продаж составила 42 %, картофеля – 56 %, овощей – 41 %, фруктов – 59 %; остальных продтоваров не превышает 25 %.
 
При этом рынок плодоовощной продукции регионов Сибири и Дальнего Востока до 70 % представлен китайскими овощами и фруктами.
 
Основными продуктами, реализующимися на продовольственных рынках являются мясо, рыба, молочные продукты, картофель, овощи, фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы.
 
По ориентировочным оценкам доля иностранной рабочей силы на рынках по Российской Федерации составляет от 0 до 50 %.
 
Наибольшее количество иностранной рабочей силы сосредоточено в Центральном ФО – 54 %, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составили - 76 % граждане Китая, 4-5% граждане Украины, Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана. При этом основное число лиц ближнего зарубежья сосредоточены в г. Москве (53 %) и Московской области (27 %).
 
Второе место по количеству иностранной рабочей силы занимает Уральский ФО – 15 % иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляют 43% граждане Китая, 18% Узбекистан, 8%, Азербайджан, 5 %. Таджикистан. Основная доля иностранных граждан сосредоточена в Свердловской (39 %) и Челябинской областях (12 %).
 
Далее Дальневосточный ФО – 11 % иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляет 83 % граждане Китая, Вьетнам – 8 %, Таджикистан, Узбекистан, Армения – по 1 %. Основная доля иностранных граждан сосредоточена в Приморском крае (38 %), Магаданская (25 %), Амурская (24 %) областях, Республика Якутия (18 %).
 
Сибирский ФО – 8 % иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляет 59 % граждане Китая, Узбекистан – 8 %, Азербайджан – 7,5 %, Таджикистан – 5 %. Основная доля иностранных граждан сосредоточена в Иркутская (16,5 %) и Читинская областях (15 %).
 
Приволжский ФО – 7 % иностранных рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляет 10 % граждане Китая, Узбекистан – 43 %, Азербайджан, Таджикистан – по 17 %. Основная доля иностранных граждан сосредоточена в Пермский край (6,5 %) и Республика Башкортостан (4 %).
 
Южный ФО – 4 % иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляет 18 % граждане Китая, Вьетнам – 13 %, Азербайджан – 26,5 %, Узбекистан – 15 %. Основная доля иностранных граждан сосредоточена в Астраханской области (7 %) и Ставропольском край (2,5 %).
 
Северо-Западный ФО – 1 % иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляет Узбекистан – 25 %, Азербайджан, Вьетнам – по 1 %. Основная доля иностранных граждан сосредоточена в Мурманской области (5 %) и г. Санкт-Петербург (3,5 %).
 
В целях регулирования внешней трудовой миграции и организации деятельности розничных рынков специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
 
1. Утверждены Штабы для организации работы по реализации нормативно-правовых актов РФ в области регулирования внешней трудовой миграции.
 
2. Сформированы рабочие группы в составе представителей УВД, УФМС, УФНС, государственной инспекцией труда для проведения совместных мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации на рынках.
 
3. Проведены заседания рабочих групп в составе специалистов Управлений Роспотребнадзора, МВД, ГУВД, УВД, Управления Федеральной Миграционной службы, Государственной инспекции труда, Управления Федеральной налоговой службы России, по вопросам координации деятельности по надзору за рынками края, определены правовые поля деятельности каждой из служб, намечены задачи и пути для их решения. Заседания рабочей группы проводятся еженедельно.
 
4. Разработаны планы совместных мероприятий по контролю рынков края с указанием конкретных мероприятий, выполняемых каждой из служб, утвержденный руководителями служб.
 
5. Составлены графики проведения совместных мероприятий по контролю за рынками края с указанием конкретных дат проверок. Подведение итогов проверок проводится ежедневно, сбор и обобщение информации еженедельно.
 
6. Созданы межведомственные советы из числа ответственных должностных лип, заинтересованных служб, состав членов Совета с указанием контактных телефонов распространен среди служб-участников Совета
 
7. Разработаны и подписаны межведомственные соглашения между Управлением Роспотребнадзора и каждой из служб, принимающей участие в проведении мероприятий по контролю
 
8. Разработаны и утверждены Регламенты взаимодействия МВД, ГУВД, УВД и Управлений Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке.
 
9. Разработаны планы мероприятий по стабилизации ситуации на рынках и совершенствованию регулирования внешней трудовой миграции которыми предусмотрены: разработка нормативно-правовых актов по реализации ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс»; проведение мониторинга ситуации на рынках о вопросам насыщенности товарами, изменению цен, соблюдению допустимой доли иностранных работников; организации контроля и надзора за деятельностью рынков.
 
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. Сосредоточить работу на введении в действие Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации».
2.2. Информировать руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с работой розничных рынков.
2.3. Широко освещать проводимую работу в средствах массовой информации.
 
3. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации:
3.1. Активизировать деятельность органов внутренних дел по выявлению преступлений и других правонарушений на розничных рынках.
3.2. Реализовать дополнительные, согласованные с территориальными органами Роспотребнадзора, ФМС , Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации меры по обеспечению законности и правопорядка, совершенствование процессов регулирования внешней трудовой миграции и розничной торговли.
 
4. Руководителям территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации:
4.1. Обеспечить участие личного состава территориальных органов ФМС России в работе совместных групп по проверке соблюдения миграционного законодательства на объектах рыночной торговли.
4.2. Оценивать эффективность работы Управлений ФМС по субъектам Российской Федерации не по количеству зарегистрированных мигрантов, а по количеству полученных уведомлений от работодателей
 
5. Просить руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
5.1. Разработать программы (планы) по реализации положений Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации» и принять меры по их реализации;
5.2. Осуществлять мониторинг ситуации на розничных рынках по ценам на товары первой необходимости и его ассортименту, а также по замещению иностранной рабочей силы на розничных рынках в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации».
5.3. Определиться с тенденциями организации торговли в магазинах эконом-класса, универсальных магазинах, на розничных рынках имея ввиду определение необходимого количества розничных рынков, с учетом приоритета обеспечения населения необходимыми товарами и возможность обеспечения до 2009 года материальной базы розничных рынков в соответствии с действующим законодательством.
5.4. Принять необходимые меры в соответствии с действующим законодательством по замещению иностранной рабочей силы с розничных рынков, заполнению освобождающихся рабочих мест российскими гражданами, меры по сохранению цен на товары и сохранению товаропроводящих сетей.
 

 

 

Первый заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
генерал-полковник милиции
 
 
А.А. Чекалин
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека
 
 
Г.Г. Онищенко
Директор Федеральной
миграционной службы
генерал-лейтенант
милиции
 
 
К.О. Ромодановский