Доступ для сотрудников

Протокол «Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко»

Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Присутствовали:
Л.П. Гульченко, Б.Г. Бокитько, Л.М.Симкалова, С.Д. Кривуля, О.В. Прусаков, Е.В.Бобринев, И.К. Астахов.
Представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главные врачи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».
 
Повестка совещания:
 
1. Об итогах летней оздоровительной компании 2006 года.
2. О готовности общеобразовательных учреждений к новому 2006-2007 учебному году.
 
СЛУШАЛИ:
 
I. Об итогах летней оздоровительной компании 2006 года
(Г.Г. Онищенко, Дмитриева, Клиндухов, Ковалев, Смирнова, Г.Г. Онищенко)
 
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за летними оздоровительными учреждениями осуществлялся Управлениями Роспотребнадзора на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 215 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», направленное на обеспечение полноценного отдыха детей в летнюю оздоровительную кампанию, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 № 5 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», зарегистрированное Минюстом России 13.04.2006 №7691, а также санитарного законодательства.
 
В целях обеспечения летнего отдыха детей и подростков в 2006 году в субъектах Российской Федерации приняты распоряжения глав местных администраций и постановления руководителей территориальных управлений, проведены совещания и заседания комиссий по организации летнего отдыха детей, на которых обсуждались вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке летних оздоровительных учреждений. В адрес руководителей учреждений и предприятий направлены планы - задания по улучшению санитарно-технического состояния летних оздоровительных учреждений (ЛОУ) и проведению противоэпидемических мероприятий.
 
По данным управлений Роспотребнадзора в период проведения летней оздоровительной кампании по Российской Федерации отдохнули более 4 млн. детей. Наибольшее количество отдохнувших отмечено в лагерях с дневным пребыванием, т.к. данная форма отдыха является самой доступной.
 
Сроки продолжительности оздоровительных смен соблюдались в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (в загородных - 21-24 дня, в лагерях с дневным пребыванием - не менее 18 дней).
 
Однако, в Омской, Челябинской, Читинской областях, республиках Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Хакасия, Удмуртской Республике и ряде других регионов отмечены случаи сокращения продолжительности смен в загородных оздоровительных учреждениях до 18 дней.
 
В 3 смену летней оздоровительной компании (ЛОК) практически не работали лагеря с дневным пребыванием детей, находящиеся на базе образовательных учреждений. Вследствие чего резко сократилось количество функционирующих учреждений - с 48365 в 1 смену до 10638 - в 3 смену.
 
Возрос процент учреждений, открытых с первого предъявления с 89,7% в 1 смену до 99,5% в 3 смену. Тем не менее, остаются учреждения, условия пребывания детей в которых не соответствует нормативам.
 
Не открылись из запланированных в течение всей летней кампании 750 учреждений. Основные причины: отсутствие достаточного количества детей; незаконченный ремонт помещений; плохое материально-техническое состояние.
 
Из-за низкой степени готовности к летней оздоровительной кампании детские оздоровительные учреждения в Магаданской, Мурманской, Белгородской, Владимирской, Нижегородской, Астраханской, Читинской, Оренбургской, Омской, Воронежской, Амурской, Вологодской областях, Алтайском крае, Республике Алтай и др. были приняты комиссиями со 2-3 раза, в результате чего сроки заездов были задержаны на 2-7 дней.
 
Без согласования с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации функционировало 21 учреждение: в Красноярском крае -15 ЛОУ(1 смена- 13 ЛОУ; 2 смена - 2), в Иркутской области - 2 ЛОУ( 2 смена), во Владимирской области - 2 ЛОУ (1 смена), в Пермском крае - 1 ЛОУ (1 смена). В Краснодарском крае были выявлены 2 стихийно функционирующих палаточных  лагеря,  организованных  с  нарушениями  санитарного законодательства, в которых располагались группы детей в количестве 132-х человек в сопровождении 13 взрослых (учащиеся Кадетского корпуса спасателей из Тульской области) и 94 человек (региональная организация Экстрим «Клуб Торнадо» из Курской области).
 
В течение летней оздоровительной кампании специалистами Роспотребнадзора были вынесены более 6,5 тыс. постановлений о наложении штрафа. Отстранено от работы около 800 сотрудников. Вынесено постановлений о приостановлении деятельности 23 учреждений.
 
Требуют повышенного внимания вопросы организации питания и быта в детских оздоровительных учреждениях.
 
В Красноярском крае в ряде учреждений (29) отмечены случаи использования столовой посуды с отколотыми краями, трещинами, сколами, не соблюдалась периодичность смены постельного белья. Зафиксированы случая приема детей без сопроводительных документов о состоянии здоровья, профилактических прививок и сведений об эпидокружении.
 
В целом, по загородным стационарным лагерям при 4-5-разовом питании сумма на одного ребенка в день составила 80-130 рублей (в 2005г. - 80-85), в учреждениях с дневным пребыванием при 2 разовом питании в день сумма 40 -80 рублей, при 3-х разовом - 50-100.
 
При оценке рационов питания в отдельных оздоровительных учреждениях Пензенской, Оренбургской областей, Приморском крае выявлены факты не выполнения норм питания по рыбе, творогу, кисломолочных продуктов, свежих фруктов и овощей. В Белгородской области в ряде летних оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей в сельской местности не выполнены нормы питания по мясу говядины, которое заменялось мясом птицы и колбасными изделиями.
 
В большинстве учреждений выполнение натуральных норм питания по основным продуктам (мясо, рыба, яйцо, молочные продукты, фрукты) приближено к 90-100%.
 
В Смоленской области в некоторых учреждениях мясо заменялось колбасными изделиями. В ряде учреждений Смоленской и Сахалинской областей выявлены факты не выполнения норм питания по кисломолочным продуктам, рыбе. В рационы питания в оздоровительных учреждениях Челябинской, Пензенской, Ярославской, Рязанской, Тверской, Саратовской, Нижегородской, Архангельской областей, Республике Марий-Эл, Чувашской республике, Республике Карелия, Красноярском крае входят продукты, обогащенные микронутриентами (хлеб, молоко), витаминный напиток «Золотой шар».
 
За первую смену зарегистрировано 7 вспышек острых кишечных инфекций, при которых пострадало 264 человека. Все вспышки носили пищевой характер и были связаны с серьезными нарушениями в организации питания в летних оздоровительных учреждениях Саратовской, Ульяновской, Астраханской, Калининградской, Новосибирской, Амурской областях и Красноярском крае. Во вторую смену случаи массовых инфекционных заболеваний не регистрировались. В Волгоградской области в августе зарегистрирован случай заболеваемости острым гастроэнтеритом, пострадали 14 детей и 3 взрослых.
 
В Алтайском крае зафиксированы 18 случаев укусов клещей, в Пермском крае - 10 и в Новгородской области - 1. Случаев возникновения заболеваний энцефалитом и бореллиозом нет.
 
Аварийные ситуации возникали в 1 -ой смене в Иркутской области (в 3 ЛОУ), Белгородской ( в ШОУ ), Ульяновской области (2 ЛОУ).
 
В ходе проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей в летних оздоровительных учреждениях основными выявленными нарушениями, явились:
 
- нарушения при организации питания детей (нарушение технологии приготовления блюд, не соблюдение сроков хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов, не соблюдение товарного соседства при хранении, отсутствие сопроводительных документов);
- не соблюдение норм питания;
- нарушения по порядку прохождения медосмотров персоналом;
- неудовлетворительное содержание территории или помещений;
- несоблюдение правил приема детей в оздоровительные учреждения;
- отсутствие должного контроля со стороны штатных медицинских работников за работой оздоровительных учреждений и недостаточная профилактика инфекционных заболеваний.
 
Необходимо отметить, что ряд руководителей управлений нарушают сроков представления отчетов о ходе летней оздоровительной кампании, что существенно осложняет получение достоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке в учреждениях отдыха и оздоровления детей. Так, на 5 сентября не предоставили информацию об итогах третей смены ЛОК Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Кемеровская область, Карачаево-Черкесская республика, Новосибирская область, Ульяновская область. Информация, представленная рядом регионов (Ханты-Мансийский АО, Пермский край, Амурская область и др.) не дает запрашиваемого материала, что так же затрудняет получение обобщенной информации по Российской Федерации.
 
В целях улучшения условий пребывания детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в летную оздоровительную компанию 2007 года:
 
1 .Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора:
 
1.1. Отметить сотрудников внесших достойный вклад по организации и проведению летней оздоровительной компании 2006 года, При необходимости направить ходатайства в Роспотребндзор о награждении наиболее отличившихся ведомственными наградами.
1.2. В срок до 1 октября 2006 года разработать планы-задания по подготовке и проведению летней оздоровительной компании на 2007 год, предусмотрев в них вопросы укрепления материально-технической базы ЛОУ, финансирования мероприятий летней оздоровительной кампании из средств местного бюджета на 2007год и другие. Планы-задания рассмотреть совместно с территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердить в установленном порядке и обобщенную информацию по субъектам Российской Федерации направить в Роспотребнадзор.
 
2. Отметить неудовлетворительную подготовку к селекторному совещанию руководителей управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
 
II. О готовности общеобразовательных учреждений к новому 2006-2007 учебному году
( Г.Г. Онищенко)
 
В Российской Федерации в 2005-2006 учебном году функционировали 61 244 общеобразовательных учреждений (ОУ). В 2006-2007 году планируется работа 60551 учреждения, общее число которых по сравнению с 2005 годом сократилось до на 693.
 
Уменьшение количества функционирующих школ и дошкольных образовательных учреждений происходит в основном из-за закрытия учреждений в сельских районах в связи с низкой наполняемостью, приостановки деятельности в связи с ухудшением материально-технической базы учреждений, перепрофилирования учреждений под детские дома, приюты.
 
Снижение количества образовательных учреждений приводит к переуплотненности и увеличению сменности занятий в школах.
 
Анализ материалов полученных при проведении государственного санитарно-эпидемиологического  надзора показал, что материально техническое состояние детских образовательных учреждений улучшается очень медленно, при этом среди факторов, влияющих на здоровье детей, условия внутри школьной среды составляют около 21- 27 %.
 
В настоящее время, каждое пятое учреждение не канализовано, каждое шестое - не имеет централизованного водоснабжения, около 7% учреждений требует капитального ремонта. В первую очередь, такое положение складывается за счет начальных и неполных средних школ в сельской местности, половина из которых не имеет централизованного отопления, водоснабжения и канализации.
 
Несмотря на некоторое улучшение санитарно-эпидемиологического состояния образовательных учреждений в ряде регионов сохраняется сложная ситуация по материально-технической базе детских учреждений.
 
Так в Сибирском федеральном округе (в Усть-Ордынском Бурятском, Таймырском, Агинском Бурятском АО, Иркутской областях, Республиках Алтае, Бурятии, Тыве) количество не канализованных учреждений составляет от 44% до 97 %, не имеющих централизованного водоснабжения - от 31,4 до 100,0 %, учреждений, не имеющих централизованного отопления от 17 до 88 %.
 
Несоответствие мебели росто-возрастным особенностям детей является серьезным фактором риска развития патологии костно-мышечной системы у школьников.
 
В большинстве регионов России проблема обеспечения детских учреждений мебелью решается медленно. Так, в образовательных учреждениях Корякского АО 75% ( в 2005 -64 %) комплектов мебели не соответствали росто-возрастным особенностям учащихся, Архангельской области - 40 % ( в 2005 г.-40%), Читинской области - 34 % ( в 2005 г.-62%).
 
Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации остается крайне неудовлетворительным.
 
Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году составил, в среднем 63%, в 5-11 классах - 52,7% при этом в начальных классах - 79,5%,. Только 25% школьников получают горячую пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
 
Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся получают горячее питание, в Кабардино-Балкарской Республике - 34%, Астраханской области - 42%, Хабаровском крае - 52,5%, Ярославской области - 57,8%.
 
При наличии групп продленного дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники в Свердловской, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской, Курской областях, Еврейской АО и других субъектах Российской Федерации.
 
В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность. (Тульская область, Алтайский край, Республика Бурятия и др.).
 
Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах.
 
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов в Чукотском АО, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Курганской, Липецкой, Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
 
Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд, гарниров. Не соответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Хабаровском крае - 31%, Пермском крае - 20,3%, Архангельской области -47%, Новосибирской области - 31,3%, Удмуртской Республике на 13,9%, Республике Саха (Якутия) - 14%, Республике Татарстан - 15% и др.
 
Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в Удмуртской Республике - 6,5%, в Хабаровском крае - 8,4%, в Хабаровском крае - 6,1%), Республика Саха (Якутия) - 7,7%, Архангельской области - 7%, при среднем российском показателе - 2,26%.
 
В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств (Тамбовская, Удмуртская Республика, Ставропольский край и др.).
Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней.
 
Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляет 3-5 рублей, в городах 5-7 рублей. Обед - в сельских районах - 10-15 рублей, в городах - 20-25 рублей.
 
Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду дотационных территорий.
 
Вместе с тем, из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном, только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
 
Практически во всех территориях практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся (Еврейская АО, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Амурская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Самарская области и др.).
 
В большинстве регионов меры, проводимые органами исполнительной власти, не обеспечивают охвата горячим питанием всех возрастных групп учащихся. При этом в Чукотском АО, Корякском АО, в Хабаровском крае, Ульяновской, Тюменской, Архангельской, Астраханской, Московской областях даже не разработаны или не приняты специальные программы, касающиеся обеспечения школьников горячим питанием.
 
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования, его не своевременный ремонт и замена. Так, 15% столовых в Удмуртской Республике требуют капитального ремонта, в Саратовской области износ оборудования более 80% - в 33% школ.
 
Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают на сырье, без необходимых условий для соблюдения технологии приготовления пищи (Приморский край, г Санкт-Петербург). В 12% образовательных учреждений Российской Федерации пищеблоки отсутствуют.
 
Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, без медицинских осмотров, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
 
Так, в 2005-2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек.
 
Крупные вспышки дизентерии в 2005-2006 учебном году возникли среди учащихся лицея «Лидер» г. Волгограда, в результате употребления недоброкачественных готовых блюд заболело 142 учащихся, в Республике Чувашия в Вурнаранской школе №1 в результате нарушения технологии приготовления пищи и несоответствия пищеблока санитарным нормам пострадало 135 детей. На пищеблоках отмечены серьезные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, способствовавших инфицированию готовых блюд.
 
В общеобразовательных учреждениях менее чем в 50% оборудованы медицинские кабинеты, из них соответствует требованиям санитарных норм и правил по набору помещений и оснащению п. 2.10 и приложения 1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» только 55,4%.
 
В текущем году Управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации проводилась плановая работа по проверке готовности образовательных учреждений к новому учебному году.
 
В связи с неудовлетворительной материально-технической базой школ, несоблюдением санитарных норм и правил в текущем году на начало учебного года не были приняты в эксплуатацию Управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации к новому учебному году 3096 школ.
 
Особенно неблагополучное положение сложилось на 25-30.08.2006 в следующих территориях: Красноярском крае не было принято 620 образовательных учреждений (не соответствуют санитарным правилам и нормам), Алтайском крае - 122, Республике Дагестан - 80, Республике Бурятия -155, Республике Саха (Якутия) - 199, Республике Татарстан - 147, Тульской области - 42, Костромской области- 20, Читинской области - 33.
 
738 школ вообще не приступили к работе на 01.09.2006, в том числе в Кемеровской области - 76, Кировской области - 70, Омской области- 78, Курганской области - 51, Псковской области 40, Белгородской области - 25, Ивановской области - 20.
 
По 43 учреждениям по результатам надзора Управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации были вынесены постановления о приостановлении эксплуатации образовательного учреждения.
 
Основными причинами отказов в принятии учреждений к учебному году являлись незаконченные ремонтные работы, не полное соответствие специализированных кабинетов и помещений санитарным правилам (мастерских, спортивных залов, кабинетов химии, бассейнов), отсутствие полного набора мебели, устаревшее санитарно-техническое оборудования, не налаженные системы освещения, отопления, водоснабжения, канализации и др.
 
В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 году проводится иммунизация школьников. По состоянию на 01.08.2006 охват двумя прививками против вирусного гепатита В составил 85,6 %. Вместе с тем, следует обратить внимание, что с 01.09.2006 должна быть продолжена вакцинация против гепатита В, кроме того, школьники буду подлежать прививкам против гриппа и краснухи, что потребует составления четкого графика проведения прививок.
 
В целях устранения отмеченных недостатков, Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора:
 
1. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем, подготовить и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные на улучшение их материально-технической базы на 2006-2007учебный год.
 
2. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заслушать по итогам проверок готовности школ к 2006-2007 новому учебному году вопрос о санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных учреждений, обратив особое внимание на необходимость их подготовки к отопительному сезону и принятие первоочередных мер, направленных на соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм.
 
3. Повысить действенность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением требований санитарного законодательства по организации обучения и питания в общеобразовательных учреждениях, усилив взаимодействие с региональными органами образования и здравоохранения и улучшению медицинского обслуживания школьников.
 
4. Внести на рассмотрение администрации субъектов Российской Федерации вопрос о необходимости восстановления льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая старшие) и по организации горячего питания для учащихся.
 
5. Поставить перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопрос об обеспечении в 2006-2007 учебном году пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием; оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, обеспечить учащихся пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
 
6. Принять меры по оборудованию и оснащению прививочных кабинетов в образовательных учреждениях, сформировать в случае необходимости дополнительные прививочные бригады.
 
О проделанной работе доложить до 02.10.2006.
$SIGN