Доступ для сотрудников

Протокол «Протокол заседания постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Председательствовал на заседании постоянно действующего совещания Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Присутствовали члены постоянно действующего совещания:
Л.П. Гульченко, С.В. Белых, О.И. Аксенова, В.Н. Гришина, Л.М. Симкалова, О.В. Прусаков.
 
Приглашенные:
Кручинин Александр Анатольевич - руководитель Управления Роспотребнадзора по Калужской области.
Петров Евгений Юрьевич - руководитель Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Гальцев Владимир Дмитриевич – заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области.
Никитинская Любовь Геннадиевна - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области.
Крутилин Владимир Евгеньевич - руководитель Управления Роспотребнадзора по Смоленской области.
 
Повестка дня:
 
О мерах, направленных на повышение эффективности работы по защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
 
1. СЛУШАЛИ: начальника Управления защиты прав потребителей и благополучия человека Олега Владимировича Прусакова «О мерах, направленных на повышение эффективности работы по защите прав потребителей в сфере ЖКХ».
 
В своем выступлении О.В. Прусаков отметил, что учитывая, что защита прав потребителей жилищно – коммунальных услуг в условиях реформирования отрасли определяется как одна из важнейших социально значимых функций государства и возложена она на Федеральную службу по защите прав потребителей и благополучия человека. Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей услуг жилищно – коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений деятельности, как самого Роспотребнадзора, так и ее территориальных органов.
 
С принятием и введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации начался во - многом принципиально новый этап развития отношений в сфере ЖКХ, сопровождающийся среди прочего активными структурными преобразованиями на рынке, связанными, в свою очередь, с изменением законодательных основ их правового регулирования.
 
Данное обстоятельство предполагает скорейшую адаптацию со стороны Роспотребнадзора к тем изменениям, которые произошли в последнее время и продолжают происходить в соответствующей нормативно-правовой базе, поскольку без этого невозможно определить не только приоритетные направления деятельности, но и выработать те механизмы, связанные с реализацией возложенных на Службу функций, которые позволяли бы с максимальной эффективностью обеспечивать в сфере ЖКХ действенную защиту прав и интересов потребителей во всем их многообразии (с точки зрения социально-бытового аспекта, экономической составляющей и т.д.).
 
На решение именно этой задачи было направлено письмо Федеральной службы от 8 февраля 2006 года № 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг», в котором среди прочего содержалось поручение территориальным органам разработать в каждом субъекте Российской Федерации программу необходимых организационных и контрольных мероприятий, предусматривающих комплекс мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами законодательства о защите прав потребителей.
 
При этом в качестве одного из оснований для проведения такой работы назывались соответствующие положения жилищного законодательства, предусматривающие введение в практику общественных отношений в сфере ЖКХ института управляющих организаций для управления многоквартирными домами, чье нормативно-правовое обеспечение «вступления» в рынок предоставления ЖКУ было окончательно оформлено с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
 
В соответствии с этим документом (официально опубликован 22.02.2006) органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с 1 января 2007 года должны проводить в соответствии с Правилами, утвержденными указанным постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом, принимая во внимание содержание соответствующих положений п. п. 15, 41 данных Правил, а также разделов I, II, п.п. 17, 18 Приложения №2 и разделов I-III Приложения №3 к этим Правилам, следует, что территориальным органам Роспотребнадзора во взаимодействии с органами муниципальной власти необходимо в превентивном порядке отработать механизмы объективной оценки соответствующей конкурсной документации по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федеральной службы.
 
Между тем, как показал анализ информации, представленной территориальными органами Роспотребнадзора в ответ на вышеуказанное письмо Федеральной службы, их текущая деятельность по защите прав потребителей в сфере предоставления ЖКУ все еще носит характер, явно не адекватный остроте проблем и фактическому состоянию дел в рассматриваемой области правоотношений. При этом остается низким не только качество предоставляемой информации, но и общий уровень соответствующей исполнительской дисциплины.
 
Так, в установленный срок необходимые отчетные сведения за первое полугодие 2006 года представили только 42 управления, с опозданием - 43. До настоящего момента не поступила соответствующая информация из управлений Роспортебнадзора по Сахалинской области, Ханты-Мансийскому, Таймырскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.
 
На основании полученных отчетов можно констатировать, что лишь в половине субъектов Российской Федерации управлениями Роспотребнадзора разработаны, утверждены и реализуются программы (планы) проведения необходимых организационных и контрольных мероприятий, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
 
Тем не менее, несмотря на проделанную работу, количество обращений и жалоб потребителей жилищно-коммунальных услуг остается значительным.
 
Так, за первое полугодие текущего года в территориальные органы Роспотребнадзора только письменных обращений о нарушении прав потребителей в сфере ЖКХ поступило более 5,5 тысяч.
 
Практически причиной каждого обращения служит:
 
- нарушение требований к качеству ЖКУ и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан (основная доля жалоб);
- несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу твердых бытовых отходов, содержанию придомовой территории и т.д.
 
Согласно отчетам территориальных органов Роспотребнадзора все обращения были рассмотрены в установленный срок и в большинстве случаев разрешались в досудебном порядке.
 
При этом, как правило, обращение потребителя служило основанием для проведения территориальными органами Роспотребнадзора внеплановых мероприятий по контролю.
 
Всего за первую половину 2006 года управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проведено около 7500 контрольных мероприятий в рассматриваемой сфере. Практически повсеместно были установлены нарушения прав потребителей на необходимую и достоверную информацию. При этом до потребителей не доводится в установленной форме информация о предприятиях ЖКХ (наименование и место нахождения организации, режим работы), адреса и номера телефонов диспетчерской и аварийной служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы и т.д.
 
К юридическим и должностным лицам, допустившим нарушения требований законодательства о защите прав потребителей, применялись меры административного воздействия. Всего было возбуждено более 1600 дел об административных правонарушениях. Однако при этом наиболее часто применялись те статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые характеризуют не столько нарушения законодательства о защите прав потребителей, сколько несоблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: ст. 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», ст. 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта», ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».
 
Общая сумма наложенных штрафов превысила 5 млн. рублей.
В то же время, поскольку административная санкция в виде штрафа не всегда является эффективной мерой воздействия, стимулирующей исполнителей жилищно-коммунальных услуг к устранению допущенных нарушений, территориальные органы используют практику предъявления судебных исков в защиту неопределенного круга лиц. Однако указанную форму гражданско-правовой защиты потребителей применяет лишь каждое пятое управление Роспотребнадзора.
 
В качестве примера, выступающий привел такие данные:
 
В Свердловской области были поданы иски в суд к ОАО «Верхнесинячихинский металлургический завод» и МУ «Служба единого заказчика» МО Алапаевский район о признании незаконными действий по подаче тепловой энергии и горячей воды в объеме, недостаточном для нормальной жизнедеятельности, и об обязанности обеспечить бесперебойное круглосуточное теплоснабжение в период отопительного сезона с соблюдением температуры воздуха в помещениях в соответствии со стандартами качества предоставления коммунальных услуг. Решением городского суда исковые требования в защиту неопределенного круга лиц удовлетворены.
 
В Ленинградской области подан иск в суд в защиту неопределенного круга потребителей в отношении МП «ЖКХ пос. им. Морозова» Всеволожского района, основанием для предъявления которого послужил факт издания директором данного муниципального предприятия приказа от 10 марта 2006 года «Об установлении платы за содержание жилья и жилищно-коммунальные услуги для населения» и введения его в действие с 1 февраля 2006 года, т.е. «задним числом», что является нарушением п.1 ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», согласно которому соответствующие тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период времени и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее, чем через один календарный месяц после их установления.
 
В феврале текущего года управлением Роспотребнадзора по Ростовской области подано исковое заявление в защиту неопределенного круга потребителей в отношении Муниципального районного учреждения с функциями заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства (МРУЗ ЖКХ) Пролетарского района города Ростова-на-Дону о признании незаконными его действий в связи с не предоставлением потребителям обязательной информации об оказываемых коммунальных услугах и тарифах, а также включением в договоры на предоставление ЖКУ и техническое обслуживание, заключаемые с гражданами, условий, ущемляющих права потребителей. Решением районного суда Пролетарского района города Ростова-на-Дону от 13 апреля 2006 года иск территориального органа удовлетворен.
 
Также только пятая часть территориальных органов Роспотребнадзора организует работу в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг во взаимодействии с органами прокуратуры – в форме проведения совместных контрольных мероприятий и направления соответствующих материалов по фактам выявленных в результате проверок нарушений для принятия мер прокурорского реагирования.
 
С целью повышения эффективности работы по предотвращению и (или) недопущению нарушения прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг каждое третье территориальное управление взаимодействует с органами жилищной инспекции, каждое четвертое - с общественными организациями потребителей. Взаимодействие осуществляется в форме совместных проверок, обмена информацией, передачи обращений потребителей по принадлежности.
 
При этом соответствующую координирующую роль выполняют созданные в субъектах Российской Федерации Консультативные советы по защите прав потребителей (в городе Санкт-Петербурге, Ставропольском крае и Республике Татарстан они действуют при управлениях Роспотребнадзора, в Тверской, Тамбовской Ленинградской областях такие Советы созданы при региональных органах исполнительной власти). В состав этих Советов входят руководители территориальных органов Роспотребнадзора, представители других контролирующих органов, руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,  представители общественных организаций, организаций – поставщиков услуг. Большое внимание в их работе уделяется проведению мероприятий, направленных на широкое информирование потребителей об основах законодательства в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
 
Лишь в каждом четвертом территориальном органе Роспотребнадзора регулярно проводятся совещания и семинары и в каждом седьмом - «круглые столы» по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ, на которые приглашаются руководители и специалисты территориальных отделов и филиалов ФГУЗ, специалисты жилищных инспекций, прокуратуры, органов местного самоуправления, общественных организаций, поставщики жилищно-коммунальных услуг. При этом тематику подобных мероприятий определяют проблемы законодательного регулирования (обеспечения) защиты прав потребителей в сфере ЖКХ и повышения качества коммунальных услуг, вопросы взаимодействия государственных органов и общественных организаций, обстоятельства реформирования жилищно-коммунальной сферы.
 
Так, например, управлением Роспотребнадзора по Вологодской области для руководителей муниципальных поселковых образований были организованы обучающие мероприятия по реализации Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на подведомственных территориях, на которых особое внимание уделялось проблемам реформирования ЖКХ.
 
Одной из наиболее востребованных форм работы территориальных органов Роспотребназдора остается регулярное проведение телефонных «горячих линий». Однако эта действенная форма, предоставляющая возможность территориальным органам одновременно оперативно реагировать на нарушение потребительского законодательства и обучать население основам законодательства в сфере защиты прав потребителей, применяется в работе опять же только в каждом пятом управлении.
 
В тоже время более половины территориальных органов в просветительских целях используют возможности радио- и телевещания, выступают в печатных средствах массовой информации, в том числе с информацией о результатах контрольных мероприятий и анализом причин выявленных нарушений.
 
При этом всеми территориальными органами Роспотребнадзора признается необходимость проведения профилактических мероприятий по пресечению нарушений законных прав потребителей в сфере ЖКХ, однако, лишь отдельными из них - по Республике Карелия, Ленинградской и Нижегородской области - такая работа проводится более-менее активно. В остальных регионах она, как правило, сводится к проверке соответствия договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг требованиям действующего законодательства в области защиты прав потребителей.
 
Проведенный анализ показывает, что представленная управлениями Роспотребнадзора информация в целом носит общий характер и отражает, главным образом, традиционные формы, методы и направления их контрольной деятельности, что свидетельствует об определенной инерции в работе территориальных органов Роспотребнадзора, не позволяющей им эффективно, всесторонне и в полной мере выполнять возложенные на них функции.
 
ВЫСТУПИЛИ:
 
1. Евгений Юрьевич Петров - руководитель Управления Роспортребнадзор по Нижегородской области.
 
В своем выступлении Е.Ю. Петров отметил, что Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области были проведены организационные мероприятия:
 
1. В регионе реализуются функции по защите прав потребителей в сфере жилищного строительства и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
2. Разработан проект Соглашения о сотрудничестве в части обеспечения защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг с общественными организациями
3. Принят план проведения необходимых организационных и контрольных мероприятий обеспечения эффективности работы по защите прав потребителей в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунальных услуг.
 
Согласно принятому плану:
 
1. Проводится  мониторинг по управлению жилищным фондом в городе Нижний Новгород и Нижегородской области;
2 Проводится проверка приведения жилищными организациями расчета общей площади жилого помещения в соответствие со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Запланирована работа по приведению договоров, заключаемых жителями с управляющими организациями, с энергосбытовыми организациями в соответствие с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в части предоставления информации об исполнителе услуг, о порядке и формах оплаты услуг.
4. Запланирована работа по приведению квитанций по оплате жилищно- коммунальных услуг в соответствие с требованием п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
5. Управлением подготовлены информационные письма о включении в состав конкурсной комиссии по отбору управляющей организации представителя управления Роспотребнадзора, а также предложени о включении в конкурсную документацию такого критерия оценки, как санитарное состояние многоэтажных жилых домов, учитываемые заказчиком при определении выигравшего участника конкурса, которые будут направлены в администрации муниципальных образований.
При наличии в муниципальном образовании большого количества многоквартирных жилых домов не избравших ни один из способов управления, для предупреждения возможных нарушений прав потребителей по причине отбора в качестве управляющих организаций недобросовестных и некомпетентных участников рынка, планируется обязательное участие специалистов Управления в конкурсной комиссии.
Выступающий отметил, что в настоящее время на территории города Нижний Новгород существует практика инициирования жилищной организацией выбора жителями способа управления многоквартирными домами посредством заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме. В этом случае жителям предлагается избрание только одного способа управления и только одна управляющая компания.
6. Управлением проводится работа по рассмотрению жалоб потребителей жилищно-коммунальных услуг.
7. Управление осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с областной и районными прокуратурами, территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, Государственной жилищной инспекцией.
По выявленным нарушениям специалистами отдела защиты прав потребителей жилищным организациям применены меры административного воздействия. По запросу районных судов управлением предоставлено в суд два заключения по делу о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. По запросу Прокуратуры Ленинского района г. Н. Новгород с целью обращения в суд дано заключение о нарушении прав потребителей коммунальной услуги электроснабжения.
 
Е.Ю. Петров отметил проблемы, которые стоят перед управлением по обеспечению прав потребителей жилищно-коммунальных услуг:
 
1. Защита прав потребителей коммунальных услуг при выборе жителями способа управления жилым домом - ТСЖ.
 
Управляющей компанией, ответственной перед жителями за качество коммунальных услуг, является ТСЖ. Ответственность ТСЖ за качество предоставляемой коммунальной услуги доказать в судебном порядке можно, вместе с тем требования жителя - потребителя коммунальных услуг о приведении качества коммунальной услуги в соответствии с требованием законодательства и договором данная управляющая организация выполнить не в состоянии. В договоре между ресурсоснабжающей организацией (Поставщиком коммунальных услуг) и Потребителем (ТСЖ) ни параметры поставляемых услуг, ни ответственность поставщика за представление коммунальных услуг ненадлежащего качества не прописана, Поставщик выступает в роли агента и за качество предоставляемых услуг не отвечает.
 
В связи с введением в действие Жилищного кодекса в соответствии с которым определено право выбора жителями одного из трех способов управления жилыми домами появилась проблема в защите прав потребителей коммунальных услуг при выборе жителями способа управления жилым домом управляющей компанией.
 
За качество поставляемых коммунальных услуг несет ответственность Управляющая компания, которая на качество влиять не может. Чтобы уйти от ответственности за качество предоставляемой услуги, управляющая компания заключает с Поставщиком агентский договор, согласно которому не продает потребителю, а передает коммунальную услугу. Если управляющая компания будет действовать во взаимоотношении с Поставщиком как агент собственника, выступая от его имени, в этом случае будет действовать схема аналогичная непосредственному управлению. Т.е. ответственное лицо за качество и объем поставки коммунальных услуг для потребителя отсутствует.
 
Защита прав потребителей жилищных услуг, проживающих в домах, относящихся к категории ветхих в связи с низкой собираемостью денежных средств, при повышенной потребности в данных средствах на ремонт и содержание. Законные требования потребителей о текущем ремонте жилого дома не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием оплаты за данный вид услуги.
 
Первые две проблемы будут решены управлением во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, Прокуратурой и органами местного самоуправления, но третья проблема требует законодательного государственного решения.
 
В условиях нового жилищного законодательства договор управления становится одним из основных инструментов, способствующих конкуренции в данном виде услуг и соответственно основным элементом, мотивирующим управляющую компанию к повышению качества оказываемых услуг, сохранения уровня их стоимости.
 
Выступающий полагает, что приведение договоров между потребителями и исполнителями услуг в соответствие с законодательством позволит защитить нарушенные права потребителя. В данном случае эффективнее и быстрее будет защита неопределенного круга потребителей в судебном порядке.
 
Защита прав  потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг должна осуществляться  во взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей (Соглашения о сотрудничестве, Совет по делам потребителей, организация семинаров с отделами по защите прав потребителей при органах местного самоуправления).
 
Реализация ст.З Закона Российской Федерации Ф «О защите прав потребителей» т.е. право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей. Е.Ю. Петров полагает, что информационно-просветительская работа, сотрудничество со средствами массовой информации является важной составляющей эффективности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. В рамках плановых мероприятий по контролю Управлением разрабатывается новая памятка для потребителей жилищно-коммунальных услуг с учетом положений нового жилищного кодекса и правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
 
Судебная защита прав потребителей в форме, предусмотренной статьей 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст. 46, 47 ГПК.
 
2. Любовь Геннадиевна Никитинская - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области.
 
В своем выступлении Л.Г. Никитинская отметила, что актуальность темы реализации и соблюдения прав, интересов потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на сегодня не только не исчезает, но в связи с его реформированием приобретает особую остроту и напряженность. Управление, понимая необходимость решения данной проблемы организует работу по проверке значимых вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства с привлечением других служб и ведомств, участием в проверках, обсуждениях, принятии программ по выполнению назревших проблем в сфере ЖКХ совместно с соответствующими органами на уровне Правительства Кировской области. Управлением заключены соглашения о взаимодействии в работе с Государственной жилищной инспекцией в Кировской области, прокуратурой Кировской области. По всем возникающим вопросам Управление работает в тесном контакте с названными службами, областными управленческими службами ЖКХ, органами местного самоуправления.
 
В области приняты и утверждены 28 программ (с учетом муниципальных образований), из них на уровне Правительства Кировской области принято 5 основных программ, направленных на улучшение деятельности органов управления в сфере ЖКХ, качества оказания населению жилищно-коммунальных услуг:
 
1 .«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», (подпрограмма программы по выполнению национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»).
2.«Реализация областной программы по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой «Чистая вода».
В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» программы:
3. «Ипотечное жилищное кредитование в Кировской области»
4. «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья»
 
В настоящее время активно идет работа по выполнению программы:
«Газификация населенных пунктов».
 
Отметила, что основная задача Роспотребнадзора, как надзорного органа за соблюдением коммунальными службами законодательства о защите прав потребителей, состоит прежде всего в изучении, анализе основных проблем территорий в этой сфере, а, следовательно, оперативном решении проблем, с которыми сталкивается потребитель, с использованием всех рычагов воздействия, включая судебный порядок защиты прав потребителей.
Предложила утвердить проект решения.
 
3. Владимир Евгеньевич Крутилин - руководитель Управления Роспотребнадзора  по Смоленской области.
 
В своем выступлении В.Е. Крутилин отметил, что в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области поступает очень много жалоб и обращений на нарушение прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Анализ показывает, что все они вызваны в основном тремя причинами: высокой степенью износа жилья и систем коммуникаций, слабой материально-технической базой предприятий ЖКХ, низким уровнем квалификации их работников. По всем заявлениям проводятся проверки, в ходе которых нарушения прав потребителей в основном устраняются.
 
Однако остается ряд нарушений, устранение которых требует постоянного контроля со стороны территориального органа Роспотребнадзора, администрации области и органов местного самоуправления. В основном это вопросы теплоснабжения, горячего водоснабжения и содержания крыш.
 
Так в период отопительного сезона жители г. Смоленска постоянно жаловались на низкую температуру теплоносителя. Многочисленные проверки, проводимые совместно с жилищной инспекцией Смоленской области, тепловой инспекцией МУП «Смоленсктеплосеть», выявили существенные недостатки в работе теплоснабжающих организаций. Основными причинами низкой температуры в жилых помещениях явилось низкие давление и температура теплоносителя, поступающего с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, разрегулированность системы теплоснабжения в целом по г. Смоленску.
 
Решить эту проблему, несмотря на административные наказания руководителей МУП «Смоленсктеплосеть» и руководителей СМУП ПЖРЭП, и на совместную работу управления с областной прокуратурой очень сложно, так как все упирается в большие долги коммунальщиков тепловым компаниям, а также лимитами на природный газ.
 
Управление постоянно ставит вопросы улучшения теплоснабжения населения на совещаниях в областной и городской администрациях, добивается, в соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг, снижения оплаты за плохое теплоснабжение.
 
Большая профилактическая работа проводится Управлением по наведению порядка с вывозом твердых бытовых отходов, о чем свидетельствует сокращение количества жалоб на несвоевременное предоставление этой услуги по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и падение их удельного веса в объеме заявлений на неудовлетворительную работу служб жилищно-коммунального хозяйства.
 
Управление анализирует Правила предоставления коммунальных услуг в муниципальных образованиях региона и договора найма (или обслуживания), заключаемые между потребителями и соответствующими исполнителями жилищно-коммунальных услуг. В случае выявления положений, противоречащих действующему законодательству, Управление принимает соответствующие меры. В частности, управление обратилось к Главе города Смоленска с требованием о прекращении нарушений законодательства. Постановлением Главы г. Смоленска были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг в г. Смоленске и типовые договора с гражданами, проживающими в жилых домах государственного, муниципального или общественного фонда.
 
Управление работает в контакте с управлением ЖКХ администрации области, жилищной инспекцией, органами местного самоуправления. Однако есть ряд вопросов, которые необходимо решать на государственном уровне.
 
Так, в Управление постоянно обращаются граждане с жалобами на работу коммунальных служб по содержанию жилых домов и жилых помещений. Так как они вносят оплату организациям, ответственным за текущие и капитальные ремонты, то они являются потребителями и их необходимо защищать, однако в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях выносить административное наказание за нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений могут только органы государственной жилищной инспекции. Конечно управление может составлять акты, протоколы, передавать их в суд или жилищную инспекцию, но это не способствует улучшению защиты потребителей, да и не добавляет авторитета службе.
 
Выступающий внес следующие предложения:
 
1. Необходимо проанализировать действующую нормативно-правовую базу в рассматриваемой сфере деятельности (относительно компетенции Роспотребнадзора) для последующего ее совершенствования.
2. В целях информирования потребителей необходимо разработать и распространить соответствующую Памятку для потребителя во всех субъектах Российской Федерации.
 
4. Александр Анатольевич Кручинин - руководитель Управления Роспотребнадзора по Калужской области.
 
В своем выступлении А.А. Кручинин отметил, что по инициативе управления вопрос о соблюдении законов и иных нормативных актов в целях защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства был включен в повестку дня координационного совещания руководителей органов государственной власти области и территориальных органов государственной власти в Калужской области, проведенного 06.03.2006 под председательством Вице-губернатора Калужской области. Решением указанного координационного совещания поручено всем заинтересованным структурам (Государственная жилищная инспекция по Калужской области, Комитета государственного регулирования тарифов Калужской области, Управление Роспотребнадзора по Калужской области) разработать комплекс мер, направленных на недопущение нарушений законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
 
Управлением всем главам муниципальных образований направлены информационные письма о разъяснении положений законодательства в сфере ЖКХ, с указанием наиболее характерных нарушений прав потребителей. Кроме того, было предложено активизировать работу в этом направлении и о проделанной работе сообщить в Управление. Согласно полученной информации главы ряда муниципальных образований уже начали и проводят определенную работу в этом направлении.
 
Так, в целях повышения эффективности работы по защите прав потребителей, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг в городском округе «Город Калуга» разработана концепция совершенствования системы отношений.
 
Конечными целями в разработанном комплексе мероприятий, для реализации концепции являются: приведение системы отношений, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, в соответствие с требованиями действующего законодательства; повышение удобства для населения системы отношений, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, через создание системы Единого окна; повышение прозрачности системы отношений, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг; повышение прозрачности механизма распределения и расходования денежных средств населения и бюджетных средств, направляемых в сферу предоставления ЖКУ; создание условий для возникновения реальной конкуренции среди организаций, предоставляющих услуги в сфере управления жилищным фондом; создание условий для возникновения реальной конкуренции среди поставщиков ЖКУ; повышение качества и доступности предоставляемых ЖКУ, снижение издержек при их производстве; повышение инвестиционной привлекательности сферы предоставления ЖКУ.
 
Достигнут первый результат, связанный с разграничением функций по управлению и эксплуатации жилищного фонда, что привело к созданию конкуренции среди управляющих и подрядных организаций. В настоящее время в муниципальном образовании «Город Калуга» созданы семь управляющих жилищным фондом компаний (4 муниципальных компании и три частные), с которыми заключены договоры на управление жилищным фондом, 24 организации осуществляют обслуживание жилищного фонда.
 
В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации проведены конкурсы среди предприятий на обслуживание жилищного фонда.
 
Второй  важный результат, который достигнут – это разделение финансовых потоков. Структура платы приведена в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, отделена плата за коммунальные услуги, которая при оплате по единой квитанции МУП ЕРКЦ направляется для расчетов с коммунальными предприятиями. Плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом поступает в управляющую компанию. Для повышения прозрачности финансовых потоков, обеспечения финансирования работ по заключенным договорам, проведена разбивка тарифа на отдельные составляющие.
 
В целях общественного контроля за эффективностью и прозрачностью расходования средств, поступающих от платы населением жилищно-коммунальных услуг, привлечения жителей к участию в принятии решений по их расходованию, при обслуживающих организациях созданы общественные советы.
 
Постоянно проводится определенная работа по разъяснению положений Жилищного Кодекса Российской Федерации.
 
При поступлении жалоб и заявлений от потребителей управление Роспотребнадзора работает в постоянном контакте с государственной жилищной инспекцией Калужской области, Комитетом государственного регулирования тарифов Калужской области, что позволяет объективно и своевременно решать вопросы в сфере ЖКХ. Самой распространенной причиной обращений граждан в управление является невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов, в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш, содержанию придомовой территории. Материалы проверок хозяйствующих субъектов, проводимых Управлением по жалобам потребителей в сфере ЖКХ ежемесячно направляются в Прокуратуру Калужской области.
 
В Калужской области действует семь общественных организаций, практически все они специализируются на решении проблем граждан в жилищно-коммунальной сфере. В   рамках «Комплексного плана мероприятий» специалисты ТУ Роспотребнадзора постоянно взаимодействуют с общественными организациями.
 
Выступающий предложил:
 
Необходимо проанализировать действующую нормативно-правовую базу в рассматриваемой сфере деятельности (относительно компетенции Роспотребнадзора) для последующего ее совершенствования.
 
Ольга Ивановна Аксенова – начальник Управления санитарного надзора.
 
В своем выступлении О.И. Аксенова отметила, что за последние 1,5 года проделана большая организационно-методическая работа по рассматриваемому вопросу.
Акцентировала внимание на вопросе активного участия специалистов управлений Роспотребнадзора в открытых конкурсах по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления. Отметила необходимость активно участвовать в оценке оцениваемых показателей услуг ЖКХ. Тарифы на различные виды услуг ЖКХ должны быть обоснованными. Предложила подготовить проект письма в управления Роспотребнадзора по этим вопросам.
 
Людмила Михайловна Симкалова– начальник Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования
 
В своем выступлении Л.М. Симкалова предложила изменить структуру изложения материалов, в частности, в справочных материалах отразить нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности органов Роспотребнадзора со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросу защиты прав потребителей в сфере ЖКХ. Отразить анализ деятельности за конкретный период и представить план первоочередных мероприятий по решению проблем обсуждаемого вопроса.
 
Людмила Павловна Гульченко - заместитель руководителя Роспотребнадзора.
 
В своем выступлении Л.П. Гульченко отметила, что большинство управлений Роспотребнадзора недостаточно работают по проблемам, вынесенным сегодня на рассмотрение постоянно действующего совещания. Требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» должны соблюдаться.
 
Управлениям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации необходимо разработать планы мероприятий , направленные на повышение эффективности работы по защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
 
Практика работы показывает, что эффективной мерой в этой работе являются  «горячие линии». На местах надо чаще использовать эту форму работы с населением.
 
Заключительное слово Геннадия Григорьевича Онищенко
 
Г.Г. Онищенко в своем выступлении отметил актуальность и своевременность постановки вопроса на рассмотрение постоянно действующего совещания.
 
Подчеркнул, что в ряде субъектов Российской Федерации эта работа проводится недостаточно. Необходимо проработать вопрос унификации подходов к этой работе в регионах. Становится очевидным и необходимым совершенствование правового поля, чтобы расширить полномочия нашей Службы.
 
Выступавшие на сегодняшнем совещании отметили много положительных моментов в работе по данному вопросу. Надо более внимательнее относится к опыту работы по данной проблеме на местах.
 
Сегодня перед нами стоят такие проблемы, как готовность кадров к этой работе, вопросы финансирования и информированности. Необходимо привлекать ресурсы субъектов Российской Федерации, использовать опыт работы общественных организаций.
 
В течение месяца необходимо также подготовить нормативный документ (приказ по Роспотребнадзору или постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации) по защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
 
РЕШИЛИ: Приложение №1 к протоколу.
 
Руководитель,
Председатель постоянно действующего
совещания Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь
постоянно действующего
совещания
С.В. Белых
 
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШЕНИЕ
 
15 августа 2006 года №1
 
О мерах, направленных на
повышение эффективности
работы по защите прав
потребителей в сфере ЖКХ
 
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова по вопросу «О мерах, направленных на повышение эффективности работы по защите прав потребителей в сфере ЖКХ», постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решило:
 
1. Принять к сведению информацию о проделанной территориальными органами Роспотребнадзора в первом полугодии 2006 года работе по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, отметив при этом необходимость ее дальнейшей активизации на основе комплексного решения обозначенных приоритетных задач.
 
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. Обеспечивать системный подход к планированию и проведению во втором полугодии 2006 года мероприятий, направленных на выполнение указаний, содержащихся в письме Федеральной службы от 08.02.2006 № 0100/1260-06-32.
2.2. Усилить взаимодействие с органами местного самоуправления в целях своевременного решения относящихся к компетенции Роспотребнадзора вопросов, связанных с практической реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, и предупреждения на этой основе возможных нарушений прав потребителей.
2.3. Организовать мониторинг нормативных правовых актов по вопросам ЖКХ, принимаемых органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и, в случае выявления в них положений, затрагивающих права потребителей и противоречащих при этом действующему законодательству в установленной сфере, своевременно обращаться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
 
3. Руководителю управления Роспотребнадзора по Нижегородской области подготовить предложения по организации и проведению в IV квартале 2006 года семинара (конференции) по защите прав потребителей в сфере ЖКХ в Нижегородской области для Центрального Федеральном округа в срок до 15 сентября 2006 года.
 
4.Управлению защиты прав потребителей:
4.1. Разработать и направить в территориальные органы Роспотребнадзора структуру годового отчета по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ в срок до 1 октября 2006 года.
4.2. Провести анализ действующей нормативно-правовой базы по защите прав потребителей в сфере ЖКХ для разработки предложений по ее дальнейшему совершенствованию (в части компетенции Роспотребнадзора) в срок до 1 октября 2006 года.
 
Руководитель,
Председатель постоянно
действующего совещания
Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь
постоянно действующего
совещания
С.В. Белых