Информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий, основных нарушениях, выявленных в результате контрольных (надзорных) мероприятий, рекомендациях по их устранению за текущий период 2021 года

С 1 июля 2021 года государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствие с вступившим в законную силу Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю за текущий период 2021 года проведено 884 плановых, 2059 внеплановых проверки и 45 инспекционных визитов.

Наибольшая доля проверок в общей структуре внеплановых проверок приходится на проверки, проведенные:

по приказам руководителя Роспотребнадзора – 49,5%;

– с целью контроля исполнения предписаний – 33,4%;

– на основании информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и иных охраняемых законом ценностях – 8,8%.

Нарушения обязательных требований установлены при проведении 2383 контрольных (надзорных) мероприятий, доля проверок с выявленными нарушениями составила 81,1%, в том числе: плановых 99,2 %, внеплановых проверок – 73,3%. За совершение выявленных правонарушений вынесено 3393 постановления о назначении административного наказания.

В рамках профилактики предупреждения нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в сети «Интернет» в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора (http://rospotrebnadzor.ru/) размещены перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

С целью профилактики выдано 1089 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Основные нарушения, выявленные в сфере обращения пищевых продуктов

При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в сфере обращения пищевых продуктов выявлены следующие типовые нарушения основополагающих положений Федерального Закона от          30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в том числе:

– п. 5 ст. 15 – неисполнение хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, санитарно-эпидемиологических требований;

– п. 1 ст. 17 - неисполнение санитарно-эпидемиологических требований при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

– п. 1 ст. 24 – эксплуатация хозяйствующими субъектами производственных помещений с нарушением санитарно-эпидемиологических требований;

– иные нарушения Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (неисполнение предписаний, требований должностных лиц, организация производственного контроля с нарушением требований санитарного законодательства, нарушение требований к прохождению медицинских осмотров работниками организаций).

Основные нарушения, выявленные на предприятиях торговли пищевой продукцией

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевой продукции, в том числе на рынках и ярмарках, и к используемым при осуществлении такой деятельности зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, территориям, оборудованию и транспортным средствам определены в СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» (далее – СП 2.3.6.3668-20).

Наиболее типичными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований, выявленными в результате контрольной (надзорной) деятельности на предприятиях торговли, являются следующие:

– сотрудники объектов торговли, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, не проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу, личные медицинские книжки не представлены, не предоставляются или отсутствуют иные документы о прохождении ранее профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (п. 1.5., п. 1.6 СП 2.3.6.3668-20);

– отсутствует отдельное помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов, оборудованное  подводкой к нему холодной и горячей воды (п. 5.4 СП 2.3.6.3668-20);

– в торговом зале для реализации непищевой продукции не выделены отдельные торговые зоны (отделы, секции, стеллажи), а именно в торговом зале рядом на одной полке хранятся и реализуются пищевые продукты и непродовольственные товары, например: туалетная бумага, салфетки, безалкогольные напитки, сухофрукты, крупяные изделия, затем пластиковые банки, алкогольные напитки, кондитерские изделия рядом с посудой и т.д. (п. 5.5. СП 2.3.6.3668-20);

– непроведение ежедневного контроля за температурно-влажностным режимом хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складском помещении с регистрацией показателей температуры и влажности  воздуха на бумажных и (или) электронных носителях, не предоставляются или отсутствуют документы, подтверждающие проведение контроля за температурой и влажностью при хранении пищевых продуктов в складском помещении, холодильном оборудовании, расположенном в торговом зале (п. 7.5 СП 2.3.6.3668-20);

– допущение реализации населению консервов и банок с признаками бомбажа (п. 8.11 СП 2.3.6.3668-20);

– выделенный участок в торговой организации для осуществления фасования пищевой продукции, поступившей от производителей, не оборудован раковинами для мытья используемого торгового инвентаря и рук (п. 5.2., п. 8.6. СП 2.3.6.3668-20);

– отсутствие соответствующей маркировки уборочного инвентаря для туалета (п.10.6. СП 2.3.6.3668-20);

– отсутствие специально отведенного места для снятия санитарной одежды при посещении туалета персонала (п. 11.1. СП 2.3.6.3668-20);

Виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.4 КоАП РФ, выданы предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Основные нарушения, выявленные в организациях общественного питания населения

Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний определены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее – СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Наиболее типичными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований, выявленными в результате контрольной (надзорной) деятельности в организациях общественного питания, являются следующие:

– внутренняя отделка производственных помещений организаций общественного питания выполнена из материалов, не позволяющих проводить влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами (п.2.16. СанПиН 2.3/2.4.3590-20);

– в организации общественного питания используется разделочный инвентарь (ножи, доски) без нанесения на них специальной маркировки (п.3.2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20);

– организация общественного питания не оборудована туалетом для посетителей с раковиной для мытья рук (п. 3.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20);

– не осуществляется регистрация показателей температурного и влажностного режима хранения пищевой продукции (п. 3.8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20);

– складские помещения для хранения продукции не оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха (п. 3.13. СанПиН 2.3/2.4.3590-20);

– для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений не выделен отдельный промаркированный инвентарь, отдельное место для хранения инвентаря (п. 3.13. СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Виновные лица привлечены к административной ответственности                        по ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.4, ст. 6.6 КоАП РФ, выданы предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Основные нарушения в сфере обращения пищевых продуктов в области технического регулирования

Управление в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

При осуществлении федерального государственного надзора (контроля) в области технического регулирования в сфере обращения пищевых продуктов выявлены следующие типовые нарушения:

– содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, не исключающем загрязнение пищевой продукции (п. 8 ч. 3 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» - далее ТР ТС 021/2011);

– допущение реализации продуктов питания с истекшим сроком годности (п. 12 ст. 17 ТР ТС 021/2011);

– осуществление оборота пищевой продукции без соответствующей маркировки (п. 1 ч. 4.2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»).

– отсутствие разработанных, внедренных процедур, основанных на принципах ХАССП, или отсутствие их поддержания производителем пищевой продукции (ст. 10 ТР ТС 021/2011)

– отсутствие у работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых, осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

За нарушения требований технических регламентов к административной ответственности виновные лица привлечены по ч. 1, 2 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.12  КоАП РФ, выданы предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, исполнение которых находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований в сфере обращения пищевых продуктов

В целях соблюдения требований санитарных правил в организациях торговли и организациях общественного питания необходимо:

– обеспечивать контроль за эксплуатацией инженерно-технологического оборудования и общественных помещений в целях недопущения ухудшения условий проживания граждан,

– обеспечивать выполнение программы производственного контроля,

– при приемке пищевой продукции проводить идентификацию пищевой продукции, при этом обращать внимание на наличие маркировочных ярлыков и этикеток, а также на содержащуюся в них информацию, предусмотренную законодательством РФ;

– обеспечивать сохранение маркировочных ярлыков до окончания реализации пищевой продукции.

В целях соблюдения и выполнения требований Технических регламентов Таможенного союза, недопущения оборота в организациях розничной торговли фальсифицированной продукции, продукции не соответствующей по микробиологическим показателям, приобретателям (получателям, собственникам, продавцам) пищевой продукции необходимо:

– заключать договоры поставки и обеспечить обязательное наличие документов, подтверждающих прослеживаемость продукции, ее соответствие обязательным требованиям нормативной документации;

– обеспечить проведение выборочных лабораторных исследований по показателям идентификации продукции в рамках программы производственного контроля;

– обеспечить контроль за соблюдением условий перевозки в соответствии с требованиями изготовителя с использованием специализированного транспорта;

– обеспечить соблюдение условий хранения продукции в соответствии с параметрами, установленными изготовителем до ее реализации или переработки.

В целях соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей при осуществлении деятельности в организациях торговли и организациях общественного питания необходимо:

– обеспечивать наличие товарно-сопроводительной документации, содержащим по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат или декларация о соответствии его номер, срок действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший),

– обеспечивать доведение до потребителя необходимой и достоверной информации о товаре.

Основные нарушения в сфере обращения непродовольственных товаров

Наиболее типичными нарушениями законодательства о техническом регулировании, выявленными в результате контрольно-надзорной деятельности, являются следующие:

– ввод в обращение на территории Российской Федерации продукции, не прошедшей в установленном законом порядке процедуру подтверждения обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции (ст. 24, 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

– использование подложных документов при прохождении процедуры подтверждения обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции (ст. 24, 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

– реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

– реализация продукции, без маркировки, предусмотренной техническими регламентами Таможенного союза или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции (статья 27 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в сфере обращения непродовольственной продукции также выявлены нарушения основополагающих положений Федерального Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в том числе п. 1 ст. 13 – оборот продукции не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям,          п. 1 ст. 24 – эксплуатация хозяйствующими субъектами производственных помещений с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.

Виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1,2 ст. 6.3, ст. 6.4, ч. 1 ст. 6.25, ч. 1 ст. 14.43, ч. 1 ст. 14.46.2, ч. 2 ст. 15.12, ч. 1,2  ст. 14.10 КоАП РФ, выданы предписания об устранении выявленных нарушений, предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью, предписания о прекращении реализации продукции, исполнение которых находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, также в качестве обеспечения производств по делам об административных правонарушений производится арест, изъятие продукции, применятся временный запрет деятельности.

Мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований при обороте непродовольственных товаров

 В целях соблюдения и выполнения требований Технических регламентов Таможенного союза, недопущения оборота непродовольственной продукции, изготовителям и продавцам, импортерам продукции необходимо:

– обеспечить прохождение процедуры подтверждения соответствия требованиям технических регламентов продукции при вводе её в оборот на территории РФ;

– обеспечить обязательное наличие документов, подтверждающих прослеживаемость продукции, ее соответствие обязательным требованиям нормативной документации;

– при приобретении непродовольственной продукции, с целью дальнейшей реализации, проводить идентификацию продукции, при этом обращать внимание на наличие маркировочных ярлыков и этикеток, а также на содержащуюся в них информацию, предусмотренную законодательством РФ;

– обеспечивать сохранение маркировочных ярлыков, средства идентификации товара, предусмотренные постановлениями Правительства РФ.

В целях соблюдения и выполнения требований санитарного законодательства необходимо обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Кроме этого, в организациях выявлены нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих в период осуществления на территории Красноярского края ограничительных мероприятий, выразившееся в нарушении ст. 11 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ; п. 4.4. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» а именно: 

- не проводятся дезинфекционные мероприятия на предприятиях общественного питания, объектах торговли;

- не принимаются меры по выявлению лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.

Виновные лица привлечены районным судом к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ., выданы предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Кроме того, должностными лицами отдела составлено на граждан 122 протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при въезде в РФ (отсутствует информация об отрицательном ПЦР-тесте), из них рассмотрено судом 56 протоколов.

Основные нарушения при организации деятельности по воспитанию и обучению детей

Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом определены в СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Наиболее типичными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований в образовательных учреждениях являются следующие:

– напольное покрытие в кабинетах образовательных учреждений имеет дефекты, порезы, что не позволяет очищать его по мере загрязнения, содержать в чистоте (п. 2.5.2 СП 2.4. 3648-20);

– стены и потолки помещений имеют дефекты и повреждения, следы протеканий и признаков поражений грибком (п. 2.5.3 СП 2.4. 3648-20);

не обеспечено распределение образовательной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов (п. 2.10.3., п. 3.4.16. СП 2.4.3648-20);

площадь учебных кабинетов не соответствует нормативу, а именно  менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий (п. 3.4.14. СП 2.4.3648-20).

не оборудованы помещения пищеблока необходимым холодильным оборудованием в достаточном количестве (п. 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20);

не оборудована на пищеблоке локальная вытяжная вентиляция в зоне максимального загрязнения над оборудованием, являющимся источником выделений тепла и влаги (п. 2.13. СанПиН 2.3/2.4.3590-20);

допускается использование посуды для приготовления блюд из аллюминия (п. 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20);

въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным по-стройкам, к площадкам для мусоросборников покрыты асфальтом, имеющим дефекты (ямы, трещины, частично отсутствует твердое покрытие) (п. 2.2.4. СП 2.4.3648-20);

Виновные лица привлечены к административной ответственности по   ч. 1, ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, выданы предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Мероприятия по устранению выявленных нарушений

В целях соблюдения требований законодательства при осуществлении деятельности в образовательных учреждениях:

– обеспечивать пищеблоки необходимым инженерно-техническим оборудованием (локальная вытяжная вентиляция и т.д.), инвентарем, посудой;

– обеспечивать своевременное проведение текущего ремонта зданий и помещений, нормируемых показателей микроклимата;

– обеспечивать выполнение программы производственного контроля основанной на принципах ХАССП при организации общественного питания;

– обеспечить соблюдение условий хранения продукции в соответствии с параметрами, установленными изготовителем до ее реализации или переработки;

– обеспечивать выполнение ранее выданных предписаний в установленный срок.

Основные типичные нарушения, выявляемые по гигиене труда и профилактике профессиональных заболеваний работников.

Наиболее типичными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда являются следующие:

номенклатура, объем и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда определяются без учета характеристик производственных процессов и технологического оборудования, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания (СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» далее СП 2.2.3670-20);

проведение лабораторно-инструментальных исследований не в полном объеме или с нарушением периодичности проведения, предусмотренной  программой производственного контроля (СП 2.2.3670-20);

по результатам проведения производственного контроля за условиями труда не разрабатываются или не выполняются мероприятия по улучшению условий труда, направленные на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда (СП 2.2.3670-20);

при наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, не разрабатываются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, включающие в себя: технологические и технические мероприятия, организационные мероприятия, организацию лечебно-профилактического питания; применение средств индивидуальной защиты (СП 2.2.3670-20); 

при работах, связанных с воздействием на работающих инфракрасного и ультрафиолетового излучения, не обеспечена защита путем организации дистанционного управления процессами и оборудованием, экранирования источников излучения, использования СИЗ (СП 2.2.3670-20); 

нарушение целостности внутренней отделки бытовых помещений: полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн (СП 2.2.3670-20).

несоответствие параметров химических и физических факторов (шум, аэроионный состав воздуха, освещенность, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны) на рабочих местах требованиям санитарных норм и гигиенических нормативов (нарушение СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»);

нарушение порядка организации и проведения периодических медицинских осмотров работающих во вредных и опасных условиях труда промышленных предприятий, а также их отсутствие в целом (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»; Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);

Виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3, ч. 2 ст. 6.3, ст. 6.4, ч. 1 ст. 6.24, ч. 1 ст. 6.25, ч. 1 ст. 6.35, ч. 1 ст. 19.5,  ст. 19.7, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, выданы предписания об устранении выявленных нарушений с установленными сроками исполнения.

Рекомендации по выполнению обязательных требований нормативно-правовых актов

С целью исполнения требований санитарного законодательства, работодателю необходимо усилить контроль за соблюдением вышеуказанных обязательных требований санитарного законодательства:

при эксплуатации оборудования и организации рабочих мест, предусмотреть необходимый набор производственных и санитарно-бытовых помещений, санитарно-технических систем;

своевременно и в полном объеме осуществлять производственный контроль на рабочих местах и своевременное принятие мер при обнаружении превышений ПДК и ПДУ;

своевременно актуализировать программу производственного контроля с учётом происходящих изменений нормативных документов, проводить лабораторные измерения на рабочих местах и своевременно принимать меры по снижению уровней вредных факторов при их превышениях гигиенических нормативов;

обеспечивать условия, необходимые для проведения медицинских осмотров работников, в том числе стажированных работников в Центрах профпатологии;

при наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, разрабатывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника;

осуществлять контроль за состоянием санитарно-бытовых помещений для работников, в случае необходимости производить капитальный или косметический ремонт.

Основные типичные нарушения при обращении с отходами производства

Обращение с отходами производства должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 213 - 239 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». 

Обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Вместе с тем, согласно письма Роспотребнадзора от 29 апреля 2021 года N 09-8940-2021-40, требования, содержащиеся в СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», не носят обязательный характер.

С учетом данного обстоятельства, при осуществлении деятельности по обращению с отходами, следует учитывать, что условия накопления определяются классом опасности отходов, установленных в соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ:

Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

Накопление отходов I - II классов опасности должно осуществляться в закрытых складах раздельно.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Критериями предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации является содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе закрытых помещений на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30% от ПДК в воздухе рабочей зоны, по результатам измерений, проводимых по мере накопления отходов, но не реже 1 раза в 6 месяцев.

Надзор (контроль) в сфере защиты прав потребителей

За 9 месяцев 2021 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено 204 проверки соблюдения обязательных требований потребительского законодательства.  

Наиболее часто встречающиеся нарушения статей Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающих право потребителей:

– на качество товаров, работ и услуг (ст. 4 Закона);

– на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7 Закона);

– на справедливые условия договора (ст. 16 Закона).

Виновные лица привлечены к административной ответственности ч.1 ч. 2 ст. 14.4, ст.14.2. , ч.1 ст.14.5, ч.1 ст.14.7, , ч.1, ч. 2 ст.14.8 , ст.14.15, ч. 1, ч.2 ст. 14.43, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, выданы предписания об устранении выявленных нарушений с установленными сроками исполнения. 

Рекомендации предпринимателям в целях недопущения нарушений законодательства о защите прав потребителей в сфере реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг 

Своевременное рассмотрение претензий граждан, а также принятие мер, предусмотренных нормами Закона «О защите прав потребителей», позволит не только избежать внеплановых проверок, но урегулировать споры в досудебном порядке.

Также предпринимателям можно порекомендовать систематическое изучение информации, размещаемой в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ (ГИР ЗПП), сайтах Роспотребнадзора и Управления, на котором можно найти не только сведения о принятии или внесении изменений в действующее законодательство, но и информацию о конкретных товарах, не соответствующих требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Кроме того, в качестве эффективных мер, направленных на противодействие реализации непродовольственной продукции, с нарушением обязательных требований, могут быть реализованы мероприятия по самоконтролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей:

– контроль поставляемой продукции, проведение анализа сопроводительных документов. Продукция, в отношении которой установлена обязательная сертификация или подтверждение соответствия в форме декларирования, должна сопровождаться документами, в которых присутствует, в том числе, номер сертификата или декларации. Проверить номер любого сертификата соответствия (обязательная сертификация) или декларации можно на сайте Росаккредитации в разделе «Реестры»;

– ведение внутреннего системного контроля (в том числе – в торговом зале) за достоверностью, полнотой и своевременностью доведения до потребителей информации о продавце, режиме его работы, о товаре и его изготовителе, о цене товара и условиях его приобретения;

– работа с поставщиками продукции, в том числе в части наличия полной и достоверной информации о товаре;

– контроль ответственных лиц организации – продавца за соблюдением обязательных требований постановления  Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли – продажи товаров»;

– контроль ответственных лиц организации – исполнителя услуг за соблюдением постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1514 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения», постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», иных правил оказания услуг;

– добровольный самостоятельный отказ организации от недобросовестных практик, сведения о которых размещены в качестве негативных примеров в ГИР ЗПП и на официальных сайтах Роспотребнадзора и его территориальных органов;

– проведение экспертизы документов, оформляемых в рамках оказания услуг, на соответствие требованиям законодательства в области защиты прав потребителей (наличие необходимых условий; отсутствие условий, ущемляющих права потребителя); документов, связанных с оказанием дополнительных услуг (на предмет наличия реальной возможности потребителя согласиться или отказаться от дополнительной услуги, предоставление необходимой информации о дополнительной услуге, в том числе, условиях ее оказания и цене (в рублях) и пр.